logo

Хороший вопрос: Дизайн-проект и дизайн интерьера — в чем разница

Это никакие не синонимы, но взаимосвязанные понятия

Ирина Ковылина
Ирина Ковылина

2 апр. 2017

Обновлено 28 апр. 2017

Нет. Учитываю всегда имеющуюся архитектуру, пожелания и особенности заказчиков.Дизайнер интерьеров, декоратор. Победитель в номинации "Best of Houzz" (клиентский сервис) в 2016г. . . . . Автор идеи об интерьере, как энерго-информационном пространстве "Дом для Души". . . . . Автор 26 статей на Houzz.

Хочу рассказать о самом важном этапе работы над дизайном интерьера. Именно наличие этого этапа позволяет говорить о том, что речь идет о дизайне, а не просто — о проекте интерьера.
Нет идеи — нет дизайна Любой хороший дизайн начинается тогда, когда в основе работы лежит некая идея, образ, концепция, принцип и история о счастье. Любой хороший продукт начинается с хорошей идеи. Например, дизайнер мебели сначала предлагает именно эскиз-идею, которая обсуждается, дорабатывается, совершенствуется, развивается. Потом уже по этой идее создаются технические чертежи. ПРО ИНТЕРЬЕР С ФОТО… Houzz Япония: Яркие апартаменты, которые продлевают жизнь
На фото: архитектор Ле Корбюзье (Le Corbusier) изучает кусок дерева-плавуна, фотограф: André Steiner © FLC Сначала идея — потом детали воплощения У каждого дизайнера процесс рождения идей происходит по-разному. И умение генерировать и предлагать идеи и вдохновляющие образы, и умение выражать их в планировочных и декоративных решениях — это и есть талант дизайнера интерьера. Пьер Шарпен — лучший предметный дизайнер 2017 года по версии выставки Maison&Objet — в интервью представителям выставки так рассказывает о своей работе: «Почти всегда создание предмета начинается с бумажного эскиза. Ответ на вопрос “какой материал использовать?” приходит в процессе рисования. Это особый момент: когда я определяю форму, то уже знаю, какой материал сюда подойдет». Здесь важны два момента: 1. Именно наличие концепции, идеи говорит о том, что это — дизайн. 2. Идея или образ должны нравиться вам, вызывать воодушевление и непременно — подходить вам, «месту действия» (например, архитектуре вашего многоквартирного дома, если это квартира), соответствовать времени и соответствовать техзаданию-запросу.
Дизайн — это НЕ адаптация старой идеи, это всегда новая идея Важно понимать, что в дизайне вообще и в дизайне интерьеров в частности — в отличие от большинства видов деятельности — нет общего для всех решения. Нет и не может быть готовых решений. Каждому интерьеру предшествует уникальная идея (или комплекс идей — концепция), подходящая именно для вас — особенных людей с уникальным запросом — и для вашего конкретного места. Идея реализуемая! В рамках определенного бюджета и в рамках определенного пространства.
Дизайн-проект — это этап №2 Выполнение технических чертежей и отделочных ведомостей, которое многие считают именно дизайном интерьера — это уже следующий этап. Этап после собственно дизайна. То есть технические чертежи — это не более чем язык, который переводит дизайн в понятные строителям инструкции. Но сама по себе «техничка», по моему мнению, это еще никакой не дизайн. Тело дизайн-проекта составляет процесс дизайна. Для демонстрации результатов этого процесса у дизайнеров есть такие специальные инструменты, как эскизы или мудборды. Но они не обязательны: свои идеи дизайнер может донести просто в личном общении, демонстрируя подборку отделочных материалов и сценариев «жизни» в новом интерьере или иным способом.
Концепция возникает ДО начала проектирования, не в процессе Приведу пример из своей практики: клиенты в доме уже живут несколько месяцев, хотя эстетическое пространство интерьера еще в процессе формирования. Основная идея была в том,чтобы выстроить дачу (поднять фасады) вокруг хорошей планировки, а не наоборот: в уже готовых стенах пытаться придумать хорошую планировку, что не всегда возможно. Прямоугольный участок, на котором строилась дача, очень узкий и небольших размеров. Хотелось оставить как можно больше места для сада, и не хотелось, чтобы массивный дом перегораживал сад. А запрос был на множество помещений и большое количество гостевых спален. Именно поэтому у меня возникла вторая идея: разделить дом на две части. Квадратный по площади двухэтажный хозяйский дом и узкий прямоугольный (тоже хороших пропорций) гостевой флигель соединить переходиком и общей солнечной террасой. Таким образом приватные и общественные помещения были бы разделены, и оба эти домика раскрывались навстречу саду и солнцу (на юго-восток), как распахнутые в радостном объятии руки.
Именно с этими идеями и готовыми поэтажными планами мы с заказчиками и пришли к архитектору-проектировщику. Во время работы, естественно, развивались и другие идеи, и вот именно процесс генерирования идей и способов их реализации — это и есть процесс дизайна. Конечно, потом принятые решения обязательно находили свое выражение в конкретных чертежах и других технических документах. Но это было ПОТОМ, после того, как дизайн интерьера был продуман концептуально.
Не бывает дизайн-идей в отрыве от контекста Всегда концепция должна быть в гармонии как с окружающим ландшафтом (городской — тоже ландшафт), так и с фасадами и общей архитектурой района, если говорить про многоэтажки. То, что получается в результате, должно ощущаться органично, как будто иначе и быть не могло. Общая идея обязательно проявляется сначала в планировке, потом — в декоративном решении. Идея может быть самой простой, но именно она придаст целостность интерьеру. Приведу еще пример из реализованных проектов: пример очень простой идеи и одновременно очень подходящей для данного заказа. Концепция возникла под влиянием уже существующей архитектуры большого загородного дома: заходя в дом, вы попадаете в анфиладу, ведущую в сад. Поэтому естественным образом появилось ощущение, что интерьер дома должен быть как бы продолжением сада, должен составлять с ним единство — как в отделке фасадов, так и в отделке интерьеров.
Эта простая идея хорошо соответствовала техзаданию: хозяйке дома нравился Прованс, хозяину — Япония. Оба этих региона отличаются (и любимы за это) именно соответствием домов и интерьеров природному окружению. Если вы смотрите из любой комнаты дома на сад, то это должно составлять единую картину. Аналогично, если вы смотрите вглубь дома из сада через большие окна: вид комнат должен органично сочетаться с цветом и оформлением фасадов. Кроме того, цветовая гамма интерьера должна хорошо и органично смотреться изнутри и снаружи в любой сезон. Вот так эта простая концепция сразу очертила возможный круг оттенков красок и обоев, текстильное решение и выбор мебели и напольных покрытий.
Отталкивайтесь от того, во что верите Идея для интерьера должна исходить из самых лучших образов, чувств, убеждений. Именно тогда —реализованная — она будет подпитывать эти ваши лучшие чувства, убеждения и образы. И весь интерьер будет подпитывать вас. Именно в этом случае мы слышим потом приятные слова от вас, своих заказчиков: «Этот год был самым счастливым в моей жизни», «Интерьер квартиры поживает с нами в гармонии» или «Кажется, что все, кто приходят, сразу хотят тут остаться»…
Эстетика и цель — признаки «дизайна интерьера» Второе (после идеи), что говорит о наличии дизайна интерьера — это эстетика. Дизайн, конечно, можно понимать только функционально, как великий Акилле Кастильоне: «яркие примеры воплощения здравого смысла и четкого достижения цели с помощью доступных средств » . Именно так: четкое достижение цели с помощью ДОСТУПНЫХ для данного проекта средств. Однако, на мой взгляд, есть и огромная разница между предметным дизайном и дизайном жилого пространства: если предметом вы только пользуетесь, то в интерьере вы живете. Предметный дизайн и дизайн жилого пространства отличаются целями! Но вот в чем заключается ваша цель? Построить дом или сделать ремонт — это цель? Или получить альбом технических чертежей — это цель? Ц ель получить набор чертежей и цель иметь хороший, подходящий вам интерьер — это разные цели, правда? При этом, если говорить о «целях дизайна интерьера», то эти главные цели у всех людей в чем-то схожи: быть счастливым, хорошо себя ощущать, чувствовать радость… Этих целей невозможно достичь, если упустить эстетическую составляющую интерьера. Хорошая идея для интерьера — это всегда хорошая история, рассказанная про вас и вашу будущую жизнь в этом новом интерьере. Именно поэтому эстетика необходима для жилого интерьера. Именно красота, эстетика говорит о том, что дизайн интерьера наличествует.
Итак, в чем же разница? На мой взгляд, дизайн интерьера — это удобная, красивая, эстетичная, практичная, реализуемая, подходящая именно вам и окружающему ландшафту концепция. Она в итоге реализуется в виде технических документов для строителей и превращается в подробный дизайн-проект.
Из двух этих составляющих — «дизайна интерьера» и «дизайн-проекта» — самого дорого стоит именно разработка концепции. В случае ее отсутствия может получиться такой результат, что ресурсы (время, деньги, силы) были потрачены неэффективно. Например, в новом пространстве некомфортно жить. Если вам нужна только «техничка», то можно не обращаться к дизайнерам, мне кажется. С этим вполне справится человек, хорошо умеющий делать чертежи. И это здорово, что таких специалистов становится все больше и многие студии и бюро предлагают именно такую услугу. При том, что для многих интерьерных дизайнеров запрос только на техническую часть дизайн-проекта не представляет интереса, потому что в нем просто нет «запроса на дизайн». Надеюсь, теперь и вы понимаете почему. Успехов вам! И хороших интерьеров. ВАША ОЧЕРЕДЬ… Что важнее — дизайн интерьера или дизайн-проект (его техническое описание)? Готовы ли вы платить за концепцию и идею или вам необходима помощь исключительно с технической составляющей проекта?

Комментарии 33

Ирина Ковылина 1. В интервью тех профессионалов, которых я упомянул, я не встречал утверждений "о соавторстве с Богом" и "Музе с творческим каналом". Может быть это от отсутствия у них подобных ощущений или присутствия у них природного чувства скромности. Не знаю. А вот приписывать им, даже в форме предположений, то, о чем они никогда не упоминали, это и есть чистой воды примитивная манипуляция. 2. Я не говорю за них и уж тем более за Бога. Я вообще очень аккуратен в вопросах Веры. Поэтому заявление о соавторстве Господа считаю наглостью. Можете предъявить его письменное подтверждение? Да и интерьеры, сделанные с Его участием, должны быть Божественными. Считаете свои работы именно такими? 3. В ответ на ваш постоянный вопрос, звучащий рефреном, отвечаю: "Вы ничего не понимаете". 4. Читая ваш опус и ваши комментарии к нему, я вспомнил знаменитое: "- Охмуряют! — крикнул Остап, спускаясь с лестницы.— Самый охмуреж идет! Под сладкий лепет мандолины..." ("Золотой теленок"). Так что на этом общение с вами прекращаю. Извините. Просто жалко времени на бессмысленную и нелепую дискуссию.
Станислав Старых, прикрываться именами известных людей, про которых ничего не знаете (вот вы же не знакомы ОЧЕНЬ БЛИЗКО с каждым из тех, на кого ссылаетесь, так чтобы понимать про их источники творчества ) - это известный манипуляторский приём. Возможно, эти известные люди - блестящие профессионалы именно потому, что работают в "соавторстве с Богом". Откуда вы знаете? Почему вы говорите за других? За Бога? Я считаю, в творческой профессии без вдохновения не обойтись. И знаю, что самые лучшие (когда мне заказчики говорят: "У нас гениальный дизайнер", но это не я гениальная, а просто подключена к вдохновению и каналу творчества) решения приходят именно в состоянии вдохновения. Что не исключает наличия у меня и теоретических знаний. Вот видите, я пишу ТОЛЬКО о себе, никем не прикрываясь. А вы прикрываетесь другими, потому что вдохновение и "Муза" вам неведомы, вы не представляете, что это такое, что за состояние, правильно я поняла? В процессе работы вы не генерируете целостные концепции или образы, правильно ли я поняла? И их наличие считаете неправильным и ненужным, правильно ли я поняла? Вы опираетесь ТОЛЬКО на учебники и схемы из учебников, правильно ли я поняла? Вот я не опираюсь только на учебники, потому что втиснуть в схему всегда разный, всегда индивидуальный творческий процесс считаю невозможным. Но, вероятно, вам это удаётся и помогает в работе, правильно ли я поняла? Пытаясь упрекнуть меня в непрофессионализме и даже в том, что я обманываю, "вешаю спагетти", вы оскорбляете не меня, а моих заказчиков, прежде всего, которые уверены вполне в моём профессионализме именно потому, что довольны результатом моей работы и своими интерьерами, и некоторые делают вместе со мной не по одному проекту. Кстати, на Houzz есть раздел отзывов. Ваша фраза "может, всё дело в том, что это блестящие профессионалы..." осталась мною непонятой. Да, это блестящие профессионалы, но о каком "деле" вы вопрошаете? Недавно я была в доме, который оформляла много лет назад (мой первый проект), и люди, в нём живущие, благодарили за дом, за то, что им хорошо в нём. Девять лет прошло! Вы и других людей оскорбляете, правильно ли я поняла (и это не только в комментариях к ЭТОЙ статье, именно поэтому пишу так развёрнуто)? А заказчиков? А других авторов статей? Вы (как и я, и другие) имеете право работать так, как вам кажется лучшим. Но не имеете право оскорблять людей (как и другие не имеют). Думаю, каждый человек в душе стремится сделать только самое лучшее. Напишите СВОЮ статью о своём методе работы, поделитесь с читателями этого ресурса тем, что есть в вас ХОРОШЕГО, своими лучшими методами и разработками.
Ирина Ковылина Может и не поделились. А Вы все ищите черную кошку в темной комнате, хотя ее там и нет)) И я оценил Вашу скромность, когда Вы отказались сравнивать себя с Пушкиным. Особенно, учитывая разные сферы деятельности. Видимо, Вы не совсем видите разницу между поэзией и дизайном интерьеров, который все-таки ближе к ремеслу и имеет более прикладной характер. И никаких оскорблений. Просто удивление, что такие мастера не заметили ни "сотрудничество с Богом", ни "музы с творческим каналом".

Оставьте комментарий

Читать похожие статьи