logo

Дизайн-дебаты: С каких пор «ремонт с прорабом» — ругательство

Раньше это называли «лихими евроремонтами», почему теперь иносказательно кивают на прорабов? Разбираемся

Екатерина Кулиничева
Екатерина Кулиничева

20 дек. 2016

Обновлено 7 февр. 2017

Постоянный автор HouzzRu, историк искусства, журналист, блогер. Закончила Российский университет дружбы народов, Московскую государственную художественно-промышленную академию им.С.Г.Строганова (Строгановку), РГГУ. Основные профессиональные интересы: декоративно-прикладное искусство. дизайн, мода, кино, спорт.

Многие наверняка и не поймут: а в чем, собственно, проблема? Хороший прораб (вместе с бригадой) — сокровище и находка, чье присутствие на объекте может снять часть связанных с ремонтом проблем. Его берегут, как хорошего парикмахера или косметолога, и передают в чужие руки в качестве дружеского одолжения «своим».

Потому поясняем: смысл фразы раскрывается в контексте. Обычно «ремонт с прорабом» противопоставляется либо авторскому надзору, за результат которого отвечает дизайнер, либо ремонту без изначального плана (он только в голове у строителей, которые «сто раз так делали» и все знают-умеют). Мы поинтересовались у практикующих дизайнеров, что «не так» с ремонтами в этом случае.
Дизайн-дебаты: С каких пор «ремонт с прорабом» — ругательствоАлександр
Иван Сорокин
Прораб не заинтересован в результате ремонта так, как хозяин квартиры или дизайнер-автор проекта. С вами-то все ясно — вам в собственной квартире жить; заинтересованность дизайнера тоже легко объясняется: он хочет «построить» такой проект, за который не стыдно перед будущими клиентами (обилие 3D-визуализаций в портфолио отечественных дизайнеров — пример того, как печально далеки реальные интерьеры от исходного замысла).

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ…
Почему в портфолио дизайнеров так много 3D-визуализаций

Комментарии 67

cdoffice: "нормы и правила дизайнер ОБЯЗАН знать" С этим невозможно спорить, но и нельзя оставить без дополнения: дизайнер обязан знать нормы и правила в части своей сферы ответственности. А о сфере ответственности дизайнера - о чём я и пытался поведать в комментариях выше - понимание как у заказчиков, так и у дизайнеров довольно расплывчатое. cdoffice: "Когда я обращаю внимание заказчика на ту или иную БУКВУ в нормах" Возьму на себя смелость предположить, что и вы, обращая внимание заказчиков на те или иные буквы в нормах, можете не принять во внимание буквы в ряде каких-либо иных норм . Ведь норм - вагон и маленькая тележка. Они затрагивают настолько разнородные сферы (пожаробезопасность, газ, защита от шума, инвалиды, гигиена труда, вредные производства, и многое, многое другое). Ну просто физически невозможно знать на зубок их все, но ведь этого мало: необходимо ещё и отслеживать их изменения, а нормотворцы-то не спят, и регулярно поставляют нам плоды своей кипучей деятельности. Да, с опытом уже вырабатывается некая интуиция, подсказывающая, что "вот в этом газифицированном помещении имеются какие-то требования по обеспечению притока и удалению воздуха", под воздействием которой лезешь в соответствующий СНиП, чтобы понять, какие выводы из этого следуют для твоих - архитектурных, а не инженерных - решений. Нормы, встречающиеся в более-менее стандартных ситуациях, откладываются в голове, а иные - нет, и об их существовании можно и в принципе не знать. Так вот эти самые иные нормы обязаны знать те, кто проектирует соответствующие разделы документации, а вовсе не дизайнеры. Если дизайнер знает - прекрасно, честь ему и хвала, не знает - не следует его за это высекать. Когда заказчик решает заказать дизайн какого-то специфического объекта (ну, например, дома престарелых, либо кальянной, либо загородной баньки, либо даже просто квартиры с газовым котлом) - следует поискать дизайнера, который хорошо знает специфику и имеет опыт реализации проектов подобных объектов. Только в этом случае можно рассчитывать на то, что исполнитель будет иметь представление о специальных нормах и технологиях, применяемых в этом конкретном случае.
... продолжение предыдущего комментария . Считается, что дизайнер должен обладать тем же объёмом знаний, что и консультанты магазинов товаров для дома: знать всё о моделях кухонной техники, телевизоров, электроустановочных изделий и т.п. Иметь возможность проконсультировать о достоинствах и недостатках тех или иных холодильников, например . Но в специализированных магазинах в каждом отделе работает свой консультант: один специализируется на холодильниках, другой - на телевизорах и т.п. Насполько справедливо считать, что дизайнер сможет в той же степени компетентно охватить и этот круг вопросов? Чем дизайнер опытнее, чем он более пытлив и жаден до новой информации и до деталей работы смежников - тем точнее будут его решения в части проектирования интерьеров. И именно в такой формулировке: его решения в части его раздела проектирования будут точнее, а не в той формулировке, что он попутно запроектирует ещё несколько систем дома, и всё в рамках разработки проекта интерьера.
Не могу не согласиться с комментарием Станислава Старых. Дизайнер воспринимается заказчиками как некий универсал, обладающий исчерпывающими знаниями во всём, что прямо или косвенно затрагивает интерьеры. Заказчиков винить в этом нельзя, поскольку работу во всех подробностях они не знают и не должны знать, а попутно по ТВ им регулярно показывают, как буквально на коленке и за пару недель методом двух прихлопов и трёх притопов делают квартиры, да ещё и дополнительно изготавливают какой-нибудь индивидуальный хэнд-мэйд для них. . . А ведь для каждого раздела в проектировании существуют свои специалисты: . . Вентиляция и кондиционирование - проектировщик раздела ВиК . Водоснабжение и канализация - проектировщик раздела ВК . ЭОМ и ему подобные т.н. "электропроекты" (их там много разных в зависимости от содержания) - соответствующий инженер-электрик. . Хотите "до винтика" каркасную решётку конструкций из ГКЛ - инженер-конструктор. . . Ну и т.д. Кому интересно - поищите ГОСТ Р 21.1101-2013 СПДС и ознакомьтесь, насколько многообразна проектная документация в строительстве. . . Что же тогда такое "дизайнер интерьера"? А вот поди разбери... . . По идее (ну мне, во всяком случае, так кажется) "дизайнер интерьера" - это проектировщик раздела АИ ("Интерьеры"). Посмотрите СПДС, и убедитесь, что этот раздел - всего лишь про то, что и где расположено внутри помещения. Только и всего (какие покрытия, какое оборудование). Грубо говоря, этот раздел просто описывает расположение оборудования и отделки, не отвечая на вопросы "как наносить", "как монтировать". А потому, строить по одному только проекту АИ в том виде, в котором он описан в СПДС, невозможно, поскольку даже расположение чего-либо часто определяется инженерными требованиями, изложенными инженерных проектах (ну, например, высота душевого поддона диктуется верхней точкой душевого лотка, размещение которого определяется трассой: длиной, сечением трубы, ответвлениями и т.п). . . Но, поскольку при проектировании интерьеров квартир редко кто заказывает хотя бы минимальный объём инженерных проектов (все те же ОВиК, ВК и ЭОМ), не говоря уже о КР (конструкторские решения) или СС (слаботочные сети), то дизайнер интерьера, хочет он того, или нет, втягивается в сферы, по существу, не являющиеся его вотчиной. Так, он прикидывает трассировку канализационных труб и рассчитывает их уклоны, расставляя унитазы и душевые поддоны. Он прикидывает трассировку вытяжных каналов, определяя высотные отметки потолков, и многое, многое другое. . . В ситуациях, когда инженерные проекты не разрабатываются (а таких - подавляющее большинство), уточнять и корректировать решения, заложенные дизайнером в проект интерьера, предстоит уже специалистам соответствующих инженерных специальностей из числа рабочих бригады. Сантехник - скорректирует в своей части, вентиляционщик - в своей, электрик - в своей. . . Насколько профессионально способен дизайнер оценить (предвидеть) проектные решения смежных разделов? - Ну настолько, насколько хватает его собственного понимания в части работы смежников. Но явно не так, как это бы считали инженеры соответствующего профиля. Не следует, например, ожидать от дизайнера, что он сможет просчитать габариты того же электрического щитка, либо коллектора водоснабжения. Да, он будет держать в уме какие-то ориентировочные габариты, когда будет планировать расположение, например, сантехнического люка, но вот насколько он попадёт при этом "в яблочко" - тут большой вопрос. И вопрос не к дизайнеру. . Однако, заказчики, порой, ожидают и того больше. Считается, что дизайнер должен быть

Оставьте комментарий

Читать похожие статьи