Моя прошлая статья
«Почему «никакой» — лучшая характеристика интерьеру» вызвала бурю в комментариях. Но в целом читатели приняли идею базового интерьера, как основы для спокойного ремонта «на века».
Пришло время поговорить об интерьерах с авторским дизайном. Их очень часто упрекают в неискренности: мол, всё это постановка и «для публикации сделано». Так люди не живут. А как живут?
Так в [нормальной] жизни не бывает
Идеальность получаемого интерьера — в этом мне видится проблема ремонтов с участием дизайнеров. Ведь «идеальный» далеко не всегда означает «гармоничный».
Российский дизайн частного интерьера родился не так давно, чуть более четверти века назад. И, идя путём проб и ошибок, достиг замечательных высот. За это время сформировалась плеяда российских дизайнеров, востребованных не только дома, но и на Западе.
Идеальные интерьеры, созданные этими талантливыми дизайнерами и декораторами, отснятые именитыми фотографами при помощи великолепных стилистов… казалось бы, в них не к чему придраться. Но мне в связи с этим вспоминается философия Кинцуги — японское искусство несовершенного.
Людям важна «атмосфера»
Наша семейная мастерская в своё время принадлежала ещё моему дедушке, архитектору Николаю Павловичу Гришину. Затем в ней работала моя мама — архитектор Анна Николаевна Харитонова, теперь работаем я и моя команда. И каждое поколение привносило в мастерскую что-то своё: картины, книги, найденный на свалке антикварный буфет, привезённые из путешествий декоративные зонтики и прочее, прочее, прочее. Я люблю эту атмосферу. Место, что называется, намоленное: со своей непередаваемой аурой (допускаю, что кто-то назовёт её бардаком).
Так вот, однажды пришли заказчики и говорят: хотим!
— Что хотите?
— Хотим квартиру: вот такую, как ваша мастерская.
И этим, признаться, поставили меня в тупик: я была уверена, что бы я здесь ни сделала, получится театральная декорация, а не интерьер.
Неидеальность — это этап
Так вот почему мне на память пришло искусство Кинцуги. На мой взгляд, научившись делать идеальные, выверенные и созданные с нуля интерьеры, пришло время постичь интерьер неидеальный. Научиться искусству сращивать современную жизнь, её требования, ритм и тренды с семейной историей и личностью заказчика.
Многие «журнальные интерьеры» режут глаз. Именно тем, что они слишком хороши. Созданные с нуля и отринувшие всё, что не вписывалось и не подходило, пахнущие новьём и идеалом, они лишены очарования, которое, например, хорошо прочитывается в домах ярких людей. Выхолощенные, одинаковые и из-за этого сливающиеся в единое пятно интерьеры. В них не хватает жизни и случайности, той мелкой несовершенности, что прикоснётся к душе и заставит запомнить этот интерьер.
Интерьер — это не про амбиции
Ищите дизайнера, который не будет мыслить категориями стилей. Который вначале познакомится с вами и вашим будущим жильём. Зачастую стены сами подсказывают, как с ними лучше поступить.
Помните: у каждого дизайнера есть авторский почерк. Вот он-то и должен быть вам близок, а не те конкретные интерьеры, что он выложил на сайт в портфолио. Вообще, работа с дизайнером — это очень сложный и обоюдоострый процесс. Убедитесь, что ваши цели совпадают. Если за амбициями дизайнера нет места вашей семейной истории, то, может, стоит задуматься? Сейчас, к сожалению, мода на профессию привела в неё много случайных людей, которые смотрят на интерьер, как на бизнес, не замечая за всем этим человека.
Нет неинтересных людей
У вас может и не быть в роду известных учёных или спортсменов. У вас может даже не быть семьи. Но вы-то у себя есть! Со своими пристрастиями и предпочтениями. Не бойтесь раскрыться: тогда, возможно, у вас получится что-то большее, чем просто спокойный интерьер, в котором можно хорошо выспаться.
Берегите свою историю, ищите ей место в своём доме. В умелых руках дизайнера она станет корнем, из которого растёт семейная история вашего интерьера.
Хватит придумывать рамки [чтобы потом в них втискиваться]
Наличие кресла бабушки не подразумевает обязательный интерьер Midcentury. Сейчас, к счастью, если спросить, «какой интерьер нынче в моде» — возникнет пауза.
Миксуйте, что нравится. Доверяйте своей интуиции или профессионалам. Интерьер вышел из надуманных рамок. Возможно, вы станете родоначальником нового течения.
Да что там говорить, при обучении студентов проектной графике, первое для них правило: цвет из одной банки не берём, так как синий диван и синяя стена никогда не будут в точности одного оттенка. Так и отлично!
Поэтому не бойтесь: пусть ступени не попадают по цвету в паркет, а барная стойка — в ступени, это не страшно. Здесь важно достичь не идеала, а гармонии. Что, пожалуй, будет сложнее. Не ищите шторы, попадающие в цвет цветка на диване, а стулья — обязательно как кухня, в стиле прованс. Гораздо важнее научиться намечать цель и придерживаться курса, соблюдая гармонию. Доверяйте себе, учитесь у дизайнера (я не знаю дизайнера с опытом, который бы отказался его передать), действуйте смелее, творите.
Не стремитесь купить всё одного оттенка, фирмы, фабрики, избегайте гарнитуров. Не спешите избавляться от старого: возможно, стоит взглянуть на него новыми глазами — избитый совет, но не теряющий своей актуальности. Перекрасить, перетянуть, изменить функцию… выбросить вы всегда успеете.
Но учтите, если вы что-то оставляете в интерьере, отнеситесь к этому с уважением.
Фото: Ольга Мелекесцева, стилист: Юлия Чеботарь
Из практики
Недавно у меня была история: моя хорошая знакомая призналась мне, что, зная о моей занятости на тот момент, постеснялась ко мне обратиться и сама наняла дизайнеров. В итоге они с мужем не спят ночами, видят, что плохо и не то, что хотелось бы. Но как спасти ситуацию — не знают.
Проблема была в том, что от родителей мужа остался великолепный дубовый гарнитур. Не антиквариат и даже не винтаж, не модный. Но очень и очень хорошего качества. И ощутимо дорогой. Добротный. Из тех вещей, про которые говорят: «теперь так не делают».
Но дизайнеры видели гостиную в модном микроцементе с гламурной люстрой. И роскошный дубовый буфет в таком окружении смотрелся скорее нищим, нежели принцем. А чтобы буфету было все равно какое там окружение, не хватало солидного возраста и собственной судьбы.
Мне нравится, что мир идёт в направлении внутренней свободы. И что исчезает понятие стиля (скорее, стилизации). Что уже не просят сделать интерьеры в «стиле прованс» — скорее, оперируют ощущениями и чувствами, которые хотелось бы заполучить. Что интерьер освобождается от тесного воротничка обязаловки и становится по-настоящему удобным.
ПО ТЕМЕ…Photo by: Ольга Шангина © 2017 Houzz . Съемка для статьи: <a rel="nofollow" target="_blank" forbidden_rel="nofollow" href="https://www.houzz.ru/statyi/v-gostyah-zagorodnyy-dom-aktrisy-i-dizaynera-anastasii-nemolyaevoy-stsetivw-vs~87958383"> <a rel="nofollow" target="_blank" forbidden_rel="nofollow" href="https://www.houzz.ru/statyi/v-gostyah-zagorodnyy-dom-aktrisy-i-dizaynera-anastasii-nemolyaevoy-stsetivw-vs~87958383"> <a rel="nofollow" target="_blank" href="https://www.houzz.ru/ideabooks/87958383">https://www.houzz.ru/ideabooks/87958383</a></a></a>
Берём камень и отсекаем всё лишнее
Когда я пишу статьи, редакторы всегда меня просят поделиться рецептами, как достичь того эффекта, о котором я пишу. В данном случае, наверное, главным инструментом будет внутренняя свобода — ваша и вашего дизайнера.
Архитектор, дизайнер, декоратор - Турченко Наталия . Фотограф - Мелекесцева Ольга
Где смотреть винтаж? —
Вот лишь несколько адресов:
- Ребята в Лондоне и не только ищут на барахолках уникальные вещи. Могут искать под заказ @Аntikitiz.
- Винтажные и антикварные ковры с примеркой: @gurdgiev_oriental_rugs.
- Кресла — самое чудесное, что было в Midcentury. Лёгкие, элегантные и очень удобные. Ребята реставрируют кресла и отправляют по всему СНГ: @pro.kresla.
- Мебель с европейских складов и блошиных рынков. Москва: @mobeledom.
- Антикварный инстаграм: @antikoff.