Совет клиентам: внимательно слушать то, что вы обсуждаете, и читать договор. Этот совет может показаться не слишком оригинальным, но на практике пренебрежение этим пунктом, по словам экспертов, встречается чаще, чем хотелось бы. «Очень часто заказчики не читают условия договора и перечень того, что входит в дизайн-проект. Хотя мы всегда на встрече проговариваем все основные моменты, — рассказывает
Александра Зобнина. — И тут мы обычно исходим из ситуации и человеческого отношения. Если заказчик спокойно просит сделать что-то дополнительное и относится к тебе с пониманием, то мы часто без проблем выполняем эту работу. Ведь, на мой взгляд, работа дизайнера — отчасти работа психолога. Если же заказчик возмущается, кричит и бурно выражает несогласие, мы просто еще раз показываем ему договор, который он лично подписал».
По словам эксперта, обычно после этого недовольство утихает. Но был случай, когда дело едва не дошло до суда, разрешить ситуацию смог только опытный юрист. Он грамотно составил ответ на претензию заказчика с необходимыми выкладками из договора.