Темные интерьеры навсегда вошли в нашу интерьерную повестку. Вначале к непривычной темной отделке жилых помещений заказчики (да и дизайнеры) относились слегка подозрительно. Но потом оценили камерность, артистичность и таинственность — ту атмосферу, ради которой и проектируются темные интерьеры.
Однако есть нюанс — освещение в «темной-темной комнате». Как сделать его правильно: чтобы в дальних углах комнаты не притаились все детские ужастики?
► Если много — поглотят почти весь свет. То есть, вы всегда будете видеть этот предмет черным: днем, ночью, при любом освещении.
Architects Krauze Alexander, Krauze Anna
►Если «поглотителей» чуть меньше и в составе есть какие-нибудь «отражатели», то, в зависимости от качества освещения вы будете видеть оттенок предмета и различать его «светлость».
Сделаем вывод: освещение в темной комнате, в первую очередь, зависит от качества того «темного» материала, который применяется в отделке. От его физических свойств — способности отражать свет.
В чем сложность темных интерьеров
В том, что непонятно, какие материалы как именно отражают свет. Этих характеристик не указывают на мебели или, скажем, обоях.
Потому в больших проектах для рассчетов обычно нанимают смежника — светодизайнера: он делает расчет освещения и схему расстановки светильников, учитывая все параметры помещения. У светодизайнера для этого есть специальные программы.
Дизайнер - Татьяна Хаукка. Фотограф - Евгений Кулибаба. Проект реализован совместно с Marion Studio. . Публикация на сайте AD: <a forbidden_rel="nofollow" target="_blank" href="https://www.admagazine.ru/inter/130466_elegantnaya-kvartira-v-moskve-240-m.php">https://www.admagazine.ru/inter/130466_elegantnaya-kvartira-v-moskve-240-m.php</a>
Например, если выбран цвет 330 30 20 и коэффициент светоотражения у него указан 9,75 — это означает цвет будет отражать всего около 10% света. . . Для освещения помещения потребуются дополнительные мероприятия и знания как это сделать. И это точно не выбор более мощного светильника! Потому, что выжать из этого цвета больше всё равно ничего не получится.
Архитекторы, авторы проекта – Дарья Воронцова, Сергей Ларионов | Архитекутрное Бюро INGENIUM . Фото – Михаил Поморцев | Pro.Foto
Серьезные поставщики, продающие световое оборудование, обычно имеют образцы своих приборов как раз для «примерок» и, под залог, готовы предоставить их дизайнеру.
► Светильники могут стать очень сильным контрастным пятном со слепящим эффектом. На ближайших плоскостях создается так называемый «световой ожог», где неразличим цвет и фактура отделки.
Кстати: важное про пыль. Чем ярче вы будете засвечивать без разбора все темное пространство, тем серее, и грязнее оно будет казаться. Цвет будет пропадать, а самая незначительная
бытовая пыль на темных поверхностях будет казаться вселенской катастрофой.
Нормы, придумывали затем, чтобы можно было как-то что-то контролировать. . . Например, в общественных заведениях приходит представитель контролирующей организации и сверяется по нормам: хватает ли света. Но разве кто-то будет приходить и проверять дом, квартиру?…
Все потому, что темные отделочные материалы не дадут возможности образоваться рассеянному свету.
Этот, неожиданный для себя эффект, в нашей практике чаще всего испытывали на себе заказчики, которые хотели темный, камерный, основательный домашний кабинет, но привыкли к «офисному освещению».
Площадь основной спальни позволила разделить ее на две функциональные зоны! Зона кабинета отделена перегородкой от спальни! Перегородка выполнена из металла со вставками из дымчатого стекла! Такое зонирование позволяет имитировать панорамное остекление и дает ощущение легкости и воздушности!
Лежащие на столе бумаги, книги при направленном на них свете, отражали его и сами становились «светильниками», а все остальное помещение на контрасте выглядело чересчур темным.
Особенно, если заранее в проекте не были предусмотрены дополнительные светильники и не разработана сценография помещения.
В качестве акцентных объектов, на которые можно направить свет в темном интерьере могут выступать:- Плоскость стены, заведомо оформленной другим декоративным материалом с заведомо большими показателями светоотражения. Это может быть светлая декоративная покраска или обои-панно.
Панно "Игра Го", выполненное по авторским эскизам архитектора проекта, причудливая копилка на грубо сколоченном ящике подчеркиваю артистичность натуры хозяина квартиры. . - . Архитектор: Егоров Кирилл . Текстиль: Егорова Екатерина . Фотограф: Спиридонов Роман . Стилист: Шимкевич Евгения
- картины, постеры тоже могут рассеивать свет, быть светильниками.
- Плоскость ковра или декоративное напольное покрытие, тоже могут спать плоскостями-светильниками.
- Отдельные предметы мебели и декора. Вазы, консоли, кресла тоже могут стать и главными героями интерьера, и светильниками одновременно.
Самое простое, что можно сделать для того, чтобы и получить желанный, статусный, весомый «темный» интерьер с привычным, достаточно ярким освещением — это смонтировать всю, визуально и тактильно богатую отделку на стены. А потолок оставить белым. Ну, или максимально светлым, который позволяет общее дизайн-решение.
Самое понятное освещение при этом решении — это подвеска люстры, с направленным вверх светом, установка бра или торшеров с плафонами, которые тоже направляют свет вверх на потолок. Потолок в этом случае и становится источником комфортного, привычного глазу рассеянного света
Ничего не напоминает?
Да! Это самое стандартное решение для организации классических интерьеров.
Все имеет свои обоснования, находящиеся в золе физических явлений и свои исторические корни.
Брутальная ванная. Шкаф слева был изготовлен по эскизам студии - в нем прячется водонагреватель и коммуникации.
Отраженная блёсткость это тот свет, который отражается от предметов и тот, что мы называем бликами. Блики (отраженный свет), по силе иногда сопоставимый с силой самого источника света, зачастую сильно мешают жить.
То есть это та, «темная лошадка», которая сильно помешает «темному» интерьеру быть темным… простите за тафталогию.
design: J. Bundakova . photo: I. Sorokin
Если для отделки помещения выбираются тёмные, но глянцевые материалы, то тут точно не обойтись без профессионального светодизайнера. Потому, что установить «по месту» какие-нибудь светильники — это плохая идея. Что-нибудь точно будет светить в глаз, или отражаться там, где не надо.
На темных материалах блики в непредсказуемых местах, из-за из контрастности, выглядят особенно неуместно. Кроме того блёсткость очень отрицательно влияет на зрение.
Сделаем выводыЧтобы корректно осветить «темный» интерьер надо учесть в совокупности несколько составляющих.
- Правильно подобрать отделочные материалы
- Проработать логику-сценарий освещения.
- Понять, что конкретно и зачем надо освещать.
Архитектор: Егоров Кирилл . Текстиль: Егорова Екатерина . Фотограф: Спиридонов Роман . Стилист: Шимкевич Евгения
- Понять тот эффект, эмоциональность, которую должен вызывать интерьер. И только потом подбирать сами светильники исходя из того, какой эффект освещения от них требуется.
- Светильники лучше всего подбирать совместно со специалистами. Примерять.
Внешний вид светильника конечно же важен, но первая его задача — правильно светить.