logo

Выбор есть, торг уместен: Оригиналы и реплики в мире дизайна

Почему дизайн-проекты создаются с мебельными копиями, что заставляет дизайнера выбирать, а клиента — соглашаться на мебель-подделку

Наталья Шевченко
Наталья Шевченко

7 сент. 2015

Обновлено 22 сент. 2015

Постоянный автор HouzzRu, дизайнер интерьеров, архитектор. Основатель и арт-директор авторской дизайн-студии mnDesire (mndesire.ru). В портфолио находятся проекты для таких компаний, как телеканал СТС, ПрофМедиа и Schlumberger (проект выиграл конкурс Commercial Real Estate Awards).

Для начала предлагаю определиться с терминами, что такое копия, реплика и оригинал. Так, оригинал — подлинное авторское произведение, которое может служить образцом для копий и реплик.

Копия — повторение оригинала с целью последующего производства — как правило, с удешевлением материалов, фурнитуры и конструктивных узлов, но с сохранением фотографического сходства в том или ином приближении. Авторы и производители копий зачастую скрывают свое «авторство», либо продают свою продукцию под каким-нибудь сомнительным брендом. Копию следует отличать от реплики.

Реплика — авторское повторение произведения, с возможным изменением размеров, деталей, материалов и других конструктивных элементов. Имя дизайнера реплики и бренд, под которым она производится, известны всем – часто это крупная и серьезная фирма, как, например, ИКЕА, имеющая на своем счету также и множество оригинальных разработок. Более того, иногда авторы реплики открыто дают отсылку к оригинальному произведению, так вдохновившему их, хотя, в большинстве случаев, эта связь, все же, не афишируется, и обнаруживается только благодаря наблюдательности и кругозору профессиональных дизайнеров.
Степень копирования — на дословном уровне Заимствование идей в дизайне происходило на протяжении всей его истории. Для примера, всем известная четырехногая табуретка из гнутой фанеры Frosta от ИКЕА, выпущенная в 1970 году дизайнером Гиллисом Лундгреном (Gillis Lundgren), как две капли воды похожа на табуретку Алвар Альто (Alvar Aalto) Е60 из 1933 года. Попробуй отыщи отличия в дизайне, а разница в стоимости — примерно в двадцать раз.
Если посмотреть на удобное кресло Ogi от BoConcept 2012 года, то можно заметить, что его контуры очень напоминают всем известное кресло Swan от Fritz Hansen 1958 года.
Иногда дизайнеры настолько пропитываются и вдохновляются идеями мэтров, что понять, где их вложение, а где заимствование, достаточно сложно. И таких примеров достаточно много накопилось в истории дизайна. Копией такой предмет назвать нельзя, ведь изменена чуть-чуть форма и конструкция, выбран другой материал — и это, скорее, реплика. Сделать копию (пародию) легко, а вот достойную и качественную реплику — действительно сложно. Ведь усовершенствовать идею, которая всем миром признана иконой, на самом деле, серьезный вызов для дизайнера.
Гарантия подлинности — избранный бренд Чтобы сохранить оригинальный дизайн и конструктив, многие мэтры дизайна сотрудничали с определенными фабриками, которым они передавали права на производство их произведений. Иногда наследники передавали права после смерти мастера. Например, в Европе швейцарская фирма Vitra производит известные многим предметы супругов Имза или Вернера Пантона, а Cassina — имеет экслюзивные права на мебель таких мастеров, как Ле Корбюзье (Le Corbusier), Френк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright), Чарльз Макинтош (Charles Rennie Mackintosh). На фото: Кресла Panton Chair
Копируют не только иконы дизайна прошлого века На современном рынке дизайна проблема копий и реплик затрагивает и мебельщиков, и дизайнеров, и клиентов. Именно поэтому она настолько неоднозначна, и любая из крайних позиций содержит этические противоречия. Если у вас есть тяга к прекрасному и мир дизайна вам близок, то, конечно, вы слышали о таких фигурах дизайна, как Филипп Старк (Philippe Starck), Патрисия Уркиола (Patricia Urquiola), Людвиг Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies Van der Rohe), Марсель Броейр (Marcel Breuer) и другие. И если даже вы не сидели на знаменитых дизайнерских креслах или диванах, не читали под торшером и не пили чай из дизайнерской чашки, то визуально вы их точно знаете — увидев один раз, такое забыть невозможно. Ведь за каждым изгибом линий, сочетанием материалов, изысканной формой и совершенным качеством скрываются годы кропотливого труда.
Даже сейчас лишь немногие фабрики выпускают оригинальные предметы дизайна с сохранением всех изначальных конструктивных элементов и материалов. Именно поэтому стоимость того или иного оригинала известного стула настолько высока, что доступна лишь избранным.
Дизайнеры-мишени В промышленном дизайне достаточно остро стоит вопрос с копиями и репликами, и это касается не только классики дизайна, но и современных мэтров. Скажем, копии всем известных светильников Tom Dixon сейчас можно встретить буквально везде. И запрет на их фотографирование на выставках не поможет, ведь есть каталоги, сайты, буклеты с подробным описанием и характеристиками, в том числе и в интернете. Несомненный урон производителям наносит огромное количество азиатских копий, наводнивших российский рынок. Простой пример на фото — светильники созданы мастерами-кустарями с Бали. «Я ехал отдыхать на Бали, зная, что обязательно оттуда что-нибудь привезу для квартиры. Взял один большой чемодан, в него положил маленький, со всеми вещами. Когда увидел эти кустарные копии Тома Диксона с ручной чеканкой по меди, просто не мог удержаться!» — честно объясняет Александр (хозяин интерьера) свой выбор в пользу балийских мастеров. ЧИТАТЬ ОБ ИНТЕРЬЕРЕ С ФОТО… В гостях: Лофт на 33 квадратных метрах
Какое ваше право Для защиты автора от воровства существует авторское право, которое закреплено за ним в течение всей его жизни и еще 70 лет после смерти. Дизайнерские решения также могут выступать в качестве объектов патентного права, если на них получен патент. Однако стоит сказать: раньше объекты дизайна редко патентовали, и они охранялись только авторским правом.
Потому, что дешево В одну из обязанностей дизайнера перед клиентом входит подбор и закупка мебели и предметов интерьера с учетом существующего бюджета. При проектировании интерьера профессиональный дизайнер всегда учитывает вкусы, потребности и, конечно же, финансовые пожелания заказчика. Даже самый состоятельный клиент считает деньги, и, если он будет выбирать между двумя похожими продуктами, он может выбрать тот, за который заплатит меньше. В этот момент задача дизайнера — объяснить отличие оригинала от копии и реплики и ни в коем случае не скрывать эту информацию. Ведь, если весь интерьер выполнен с использованием дорогих отделочных материалов, дешевая реплика может смотреться нелепо. Хорошо, если заказчик осведомленный и понимает, что оригинал будет всегда радовать взгляд — и его, и его потомков — и никогда не выйдет из моды.
Другое дело, если клиент стремится к красоте всеми фибрами своей души, а финансирование проекта оставляет желать лучшего. В этом случае у дизайнера не так много вариантов, чтобы сохранить проект в первоначальном виде: показать клиенту мебель российского производителя, который (чего уж тут таить) отстает по некоторым параметром лет так на «дцать» или совершенно не может считаться бюджетной альтернативой. Либо предложить альтернативный европейскому дизайну вариант из Китая (точную копию). Дизайнер ни в коем случае не должен скрывать происхождение мебели. Ведь одна из главных задач профессионала — быть проводником в дремучем лесу из поставщиков и создать интерьер для клиента в соответствии с его пожеланиями и бюджетом. Но при этом необходимо объяснить все плюсы и минусы оригинала и копии, а задача клиента — сделать осознанный выбор. Покупая дешевую копию, заказчик должен осознавать, что экономит и на качестве, на материале, и на сроке службы продукта. Заказчик никогда не купит копию, если не захочет.
Как отличить оригинал от подделки Если вы самостоятельно занимаетесь обустройством своего интерьера, то вам, конечно, сложно отличить оригинал от копии. Существуют несколько особенностей (кроме очевидной более высокой цены), обратив внимание на которые, вы сразу сможете сориентироваться в мебельном рынке. 1. Место продажи Копия никогда не будет продаваться у официальных дилеров. Список авторизованных поставщиков есть на сайте любого европейского мебельного бренда. 2. Торговый знак не соответствует оригиналу Производители пытаются подделать предмет, а не бренд, именно поэтому в названии будут небольшие искажения или оно будет совсем изменено, и вы нигде не найдете логотипов, серийных номеров, бирок и имени дизайнера. 3. Материалы хуже Обратите внимание на качество отделочных материалов и фурнитуры, ведь именно за счет этого производители уменьшают стоимость изделия, а соответственно, и срок службы. 4. «Стул из кафе» Все самые известные предметы дизайна публикуются очень часто, на их примерах учатся студенты, их часто цитируют в интернете. Не поленитесь, зайдите в интернет и по фотографии приглянувшегося кресла найдите автора. Вы должны понимать, что 3500 руб. — слишком дешево для стула Имзов, и это ваш сознательный выбор — поддержка безымянного китайского производителя.
ВАША ОЧЕРЕДЬ… В прошлом году редактор одного уважаемого интерьерного журнала обвинила дизайнеров в том, что им не хватает фантазии — дескать, не умеете отговорить клиента от покупки подделок, так и не предлагайте их изначально (или не предлагайте нам потом проекты для публикации). А что думаете вы о мере ответственности дизайнера за использование копий известной мебели в дизайне? Как вы относитесь к мебельным подделкам? Видите ли вы разницу между копией и репликой?

Комментарии 14

В моём ремонте дорогие качественные отделочные материалы, испанская плитка, итальянская штукатурка, дорогая фурнитура, аксессуары для санузла из латуни, предметы из массива, но отдавать безумные деньги здесь за реплику светильников в том же Loft concept - глупость, на том же ТаоБао нашла свет из моего дизайн-проекта, сэкономив порядка 300 тысяч.
Dearto

4 г.

Ой, давайте откровенно. В 90% случаев реплики, чуть ли не с шильдиками покупают чтобы бросить пыль в глаза. Это как с фейковыми сумками и одеждой. Пока в России будет культ показухи, будет спрос на реплики.
Интересная темка, неоднозначная. Вот мне досталась в свое время одна картина, именитого автора, в свое время выставлялась в третьяковке. Картина недешевая, и люблю я ее, НО: не вписывается в мой интерьер абсолютно, ну не для меня это, настроение не то. И висит она в другой квартире, где, что называется, в тему. А для себя покупаю недорогих современных импрессионистов, привожу из поездок, порой вообще за копейки. Но это то, что радует, что заряжает интерьер и владельцев энергией, позитивом. А вот позволить приобрести что-то того, высокого, уровня не могу. Да и надо ли? Я это к чему- есть интерьеры на обложку и для "выставок для знакомых", когда греет обладание авторскими предметами. И пусть эти интерьеры будут высокими, пусть будут наполнены авторскими именными предметами. А есть интерьеры для жизни- их задача быть просто функциональными и эстетичными, и пусть они просто радуют своих хозяев независимо от шильдиков на креслах и именитости производства. У каждого интерьера своя ниша, свои задачи и бюджет. И вот именно для таких интерьеров для среднего класса я скажу спасибо азиатским производителям и пожелаю удачи нашим молодым мастерским, чтобы к ним можно было через 3-5 лет придти с хорошим чертежом и получить качественный добротный красивый продукт, за который не будет стыдно. И не вижу ничего плохого в том, чтобы приподопустить планку, сделав доступной интерьерную эстетику тем, кто не имея денег на дорогие авторские предметы, тем не менее, хочет жить в хорошей, красивой, индивидуальной среде, а не в "чистенько-свеженько-бежевенько-средненько-убогонько" ))

Оставьте комментарий

Читать похожие статьи