В гостях у Ле Корбюзье: Адреса его квартир, которые сдаются

В день рождения архитектора рассказываем, как остановиться в построенных им домах и примерить на себя его идеи

Houzz Россия
Houzz Россия

31 авг. 2017

Обновлено 5 окт. 2017

Парадоксально, но факт: архитектура — одновременно самое прикладное и самое элитарное из искусств. Горожане живут в типовых многоэтажках, таких же далеких от «высокой архитектуры», как нарезной батон — от высокой кухни. Тем более интригующей кажется возможность пожить в домах, спроектированных всемирно известным архитектором. Почувствовать, каково это — оказаться внутри идеальной авторской концепции.
В 2017 году весь мир празднует 130-летие Шарля-Эдуара Жаннере-Гри, известного как Ле Корбюзье. В канун этой даты 17 зданий, возведенных по его проектам, были внесены в список объектов культурного наследия ЮНЕСКО. Впрочем, внимания заслуживают не только они, но и куда менее «раскрученные» строения легендарного архитектора. Мы говорим о домах, квартирах и необычных вариантах жилья, в которых легко остановиться обычному человеку. Это реальнее, чем может показаться на первый взгляд.
Вилла «Ле Лак » ( Le Lac), 1924 Route de Lavaux, 21, Корсо, Швейцария Мысль о том, что жить в домах Ле Корбюзье гораздо круче, чем просто созерцать их на правах туриста, посетила меня на вилле Le Lac в швейцарском городке Корсо . Архитектор, швейцарец по рождению, построил этот необычный дом для родителей на узкой полоске земли вдоль Женевского озера . Вилла, в которой подолгу гостил сам Ле Корбюзье, в этом году была внесена в список наследия ЮНЕСКО.
Виллу «Ле Лак» можно считать матерью (или, скорее, бабушкой) идеологии tiny house. На пятачке земли, где в лучшем случае можно припарковать с десяток машин, Ле Корбюзье спроектировал образцовый домик размером 16х4 метра, в котором есть и воздух, и простор, а в каждой детали обстановки сквозит забота о родных и желание сделать их быт максимально удобным и приятным. За окнами виллы до самого горизонта расстилается стальная озерная гладь. Может показаться, это вовсе и не дом, а дрейфующая по воде баржа. Связь с сушей можно восстановить в аккуратном, будто игрушечном, садике: из растительности тут лишь коврик зеленого газона, пара кустов гортензии и саженец павловнии, недавно заменивший старое дерево, высаженное когда-то самим Корбю.
Для себя на втором этаже малюсенького дома архитектор оборудовал гостевую спальню в нежно-голубых тонах. Из мебели в ней только металлическая кровать и рабочий стол на высоком ящике-подиуме. Если пользоваться образным рядом самого Корбю, называвшего дом « машиной для жилья » , то гостевая комната в Le Lac — это очаровательная малолитражка BMW Isetta: простая, как велосипед, но невозможно милая.
Вилла Le Lac — это, по сути, архитектурный макет в масштабе 1:1. Она настолько проста и совершенна, что самые банальные вещи, вроде мытья посуды в раковине перед окном или чтение газеты в шезлонге LC4 превращаются в безумно гармоничный процесс, которого очень хочется причаститься. Виллой, как и многими объектами наследия архитектора, управляет Фонд Ле Корбюзье . Он сделал большое дело, открыв дом для посещений, но остановиться здесь на пару дней у простого смертного шансов не больше, чем пожить в Версальском дворце.
Многоквартирный дом « Кларте » (Immeuble Clarté), 1930 Rue Saint-Laurent, 2—4, Женева, Швейцария Вернувшись из Корсо в Женеву, я решила навестить еще один швейцарский адрес Ле Корбюзье — многоквартирную «коробку» Immeuble Clarté. Ее мне, в отличие от виллы Le Lac, удалось рассмотреть только снаружи. Все квартиры девятиэтажки находятся в частной собственности, и попасть внутрь можно, только если ты идешь в гости к одному из жильцов. Или же им являешься. Последнее обстоятельство внушает оптимизм. Ведь если квартиры в необычном доме принадлежат обычным людям, значит, какие-то из них непременно сдаются!
Как остановиться В доме всего 45 квартир, но Google сообщил, что как минимум две из них сдаются на срок от месяца и дольше. Судя по фото, в обеих сохранилась оригинальная планировка, да и интерьер по сравнению с 1932 годом постройки дома мало изменился. Удивило при этом, что цена аренды двухуровневой квартиры в этом легендарном доме соответствовала средней цене по городу и была на порядок ниже, чем прайс за месяц проживания в безликой сетевой гостинице.
« Жилые единицы » и не только С радостью осознав, что идея совершить гостевое турне по домам великого архитектора не настолько бредовая, как казалось сначала, я решила изучить вопрос предметно. Памятуя о редкой творческой плодовитости Ле Корбюзье, чьи проекты разбросаны по 11 странам на 4 континентах, можно было рассчитывать на известное разнообразие вариантов, но реальность превзошла все мои ожидания. Мне удалось обнаружить ни много ни мало 12 (!) зданий, идеальных для изучения наследия архитектора « методом погружения » . Дома Корбю, в которых есть шанс остановиться простому смертному, можно условно разделить на четыре типа: « жилые единицы » , многоквартирные дома, общежития и объекты, не поддающиеся классификации. Наиболее широко на рынке аренды представлены квартиры в « жилых единицах » . Они же являются самым бюджетным и, пожалуй, самым «логистически» простым вариантом. С них и начнем.
Марсельская « жилая единица » (Unité d’Habitation), 1947—1952 Boulevard Michelet, 280, Марсель, Франция Идея создать идеальный формат жилья для современного человека занимала Корбюзье с самого начала карьеры. Г оды теоретических изысканий и кропотливого труда воплотились в проект марсельской « жилой единицы », известной также под именем « Лучезарный город » (Cité Radieuse). Дом в Марселе стал первым в серии из пяти многоквартирных жилых комплексов для среднего класса, реализованной с 1955 по 1968 год в разных городах Европы. Марсельская модель послужила образцом для « жилых единиц » в Нанте (1953), Берлине (1958), Бри-эн-Форе (1959) и Фирмини (1968). 18-уровневый дом на мощных конусовидных « ногах » , пронизанный по всей длине коридорами-улицами, стал первым реализованным в Европе проектом дома с интегрированной инфраструктурой. В России тех лет подобная концепция получила название « дома переходного типа » . Ярче всего она воплотилась в московском «Доме Наркомфина» (арх. Алексей Гинзбург), в котором, как и в «марсельской единице», нашли воплощение «пять принципов архитектуры», сформулированные Ле Корбюзье.
Расширенный функционал Корбюзье считал, что идеальный дом должен быть « машиной для жилья » , все элементы которой слаженно работают для обеспечения удобства и комфорта жителей. В марсельской жилой единице он заложил инфраструктуру, позволяющую его жителям при желании существовать автономно. Вдоль коридора третьего уровня (он обслуживает 7 и 8 этажи здания) проходит внутренняя « улица » с магазинами, кафе, газетным киоском, библиотекой, кабинетами врачей, нотариусов, офисами, рестораном « Чрево архитектора » (Le Ventre de l‘Architecte) и отелем с предсказуемым названием Le Corbusier. Если вас одолела мизантропия, и выходить из квартиры вы решительно не желаете, можно заказать продукты с доставкой — курьер оставит их в специальном боксе со стороны коридора, а вы заберете их прямо из кухни.
Но внутренняя улица не единственное общественное пространство дома. Крыша марсельской «единицы» открыта для прогулок, вокруг нее проходит беговая дорожка, есть неглубокий бассейн, в котором можно освежиться в жаркий день, игровая площадка и сцена для уличных концертов. В надстройке, напоминающей рубку круизного лайнера, работали детский сад и спортзал, с недавнего времени отданные центру современного искусства MaMo под патронажем дизайнера Ора Ито. Марсельский « Лучезарный город » признан одним из самых значительных проектов в духе брутализма — послевоенной волны европейского модернизма. Фасады из серого необработанного бетона (béton brut) и отсутствие какого бы то ни было декора (если не считать дозированного использования цвета на фасадах и необычных бетонных объемов на крыше, которые при ближайшем рассмотрении оказываются замаскированными вентшахтами) стали фирменной чертой европейской архитектуры на десятилетия вперед.
Новый принцип строительства В доме 337 квартир 23 конфигураций, но, невзирая на это, все здание собрано из типовых элементов. Причем собрано весьма оригинальным образом: вначале возвели гигантский железобетонный каркас-клетку, в который « задвинули » , будто бутылки, типовые железобетонные элементы заводского производства. Каждый такой элемент, вставлявшийся насквозь по ширине дома, содержал в себе две двухуровневых квартиры, «обнимающие» часть коридора. Таким образом, все квартиры-дуплексы (одноуровневыми были только студии) стандартно имели двусветные гостиные, глубокие лоджии, защищавшие жильцов от палящего марсельского солнца, и выходили окнами на оба фасада дома. Эта революционная технология позволяла ускорить и удешевить строительство, при этом стандартная конфигурация квартир уравнивала всех жильцов в статусе.
Все это отличало марсельский проект от того, что строилось в те годы в Европе. К тому же по меркам своего времени дом на 1600 жителей приближался по масштабу к крупному пригороду. « Вертикальный сад » , как любовно называл марсельский блок Ле Корбюзье, настолько выбивался из архитектурного ландшафта 1940-х годов, что вызывал у современников весьма неоднозначные чувства. С одной стороны, консервативные марсельцы окрестили его La Maison du Fada («сумасшедший дом»). А с другой, о нем писали во всех французских газетах, на стройку что ни день приезжали съемочные группы, а Ле Корбюзье купался в лучах славы, наслаждаясь статусом первого « стархитектора » Европы. Факт: Задуманный как социальное жилье, « Лучезарный город » так им и не стал. Французское правительство решило выставить его на продажу и не прогадало. За год после сдачи дома были проданы абсолютно все квартиры, а марсельский блок превратился в статусный адрес, любимый творческой интеллигенцией и продвинутыми марсельцами среднего класса.
Модулор Посетить « Лучезарный город » , а лучше пожить в нем стоит еще и для того, чтобы примерить на себя «Модулор» — систему пропорций и диапазон модульных числовых значений, привязанных к пропорциям человека, которую Ле Корбюзье предлагал использовать в проектировании зданий, промышленном и предметном дизайне. Марсельский блок стал для нее первым испытательным полигоном: шаг колонн, ширина и высота помещений, встроенная мебель и даже сложные объемы на крыше рассчитаны по Модулору. Символ Модулора — человек с поднятой вверх рукой. Его изображение увековечено в виде барельефа на бетонном фасаде «марсельской единицы» и в его низких потолках. Их высота 2,26 м (заметьте, даже ниже, чем в хрущевках) по Модулору соответствует уровню кончиков пальцев вытянутой руки «образцового» человека.
Мебель от Шарлотт Перриан (Charlotte Perriand) Жилище в пропорциях Модулора требовало принципиально иного подхода к интерьеру. Громоздкая мебель, рассчитанная на буржуазные довоенные дома, смотрелась бы в квартирах нового типа по меньшей мере чужеродно, поэтому в 1950-м Ле Корбюзье предложил дизайнеру Шарлотт Перриан разработать для строящегося в Марселе « Лучезарного города » типовой кухонный гарнитур. Не выходя за рамки технического задания мэтра, Шарлотт смогла предложить по-настоящему революционную концепцию. Дело в том, что открытая кухня, совмещенная с гостиной, была для Франции тех лет совершенно новым явлением. В патриархальном французском доме кухню традиционно устраивали в северном торце коридора — в этом темном забытом богом углу мать семейства проводила большую часть дня, невидимая, как домашняя раба. Поэтому открытая кухня была настоящим феминистским заявлением: теперь, готовя еду, женщина оставалась на виду и могла общаться с семьей и гостями через барную стойку, в которой было предусмотрено окошечко для подачи блюд к столу. Модульные шкафчики стандартной ширины и высоты (86 см), отделанные цветным пластиком или натуральным деревом, стальные мойки, мусоропровод, компактный встроенный холодильник и облицованные плиткой рабочие поверхности — все эти детали учитывали потребности современной женщины, для которой кухня и домашнее хозяйства были не единственным жизненным призванием.
Шарлотт Перриан это хорошо понимала, так как всю жизнь была вынуждена бороться со стереотипами в отношении женщин вообще и женщин-дизайнеров в частности. По иронии судьбы, после окончания парижской Школы Центрального союза декоративного искусства в 1927 году она попыталась устроиться на работу в мастерскую Ле Корбюзье, но тот не пустил ее дальше порога, объявив: « Мы здесь подушечки не вышиваем » . Пару месяцев спустя недальновидный шовинист Корбю был вынужден признать свою неправоту, увидев авторскую интерьерную инсталляцию Шарлотт на Осеннем салоне в Париже. В итоге он не просто предложил ей работу, а попросил возглавить мебельное направление своей студии, которым она руководила следующие 10 лет, создав в соавторстве в Ле Корбюзье и Пьером Жаннере легендарную мебельную серии Grand Confort, выпускаемую в наши дни компанией Cassina.
Что и как снимать Неоспоримое преимущество многоквартирных домов — это обилие предложений и возможность выбора. В случае с марсельским «Лучезарным городом», входящим в список всемирного наследия ЮНЕСКО, выбирать предстоит между квартирой-студией (эти квартиры одноуровневые с кухней и гостиной / спальней в одном объеме), двухуровневой квартирой (помним, что они бывают со входом с первого либо со второго этажа, в обоих случаях у вас будет двухсветная гостиная) и номером в отеле Le Corbusier в галерее на третьем уровне дома.
На момент написания материала на любимом всеми нами ресурсе по аренде были доступны несколько прекрасных квартир в ценовом диапазоне от 70 до 100 евро за день: с тудия с видом на море , кроватью-трансформером, ультракомпактной кухней и ванной комнатой-капсулой (кстати, об этой квартире писали наши коллеги из французского издания Houzz.com); л аконичная двухуровневая квартира с оригинальной кухней (об этом расскажем чуть позже), опять же с видом на море, минималистичным декором и дизайнерской мебелью; просторная квартира с двумя спальнями , оригинальной мебелью и входом со второго уровня; номер в отеле Le Corbusier на 3 и 4 этажах дома. В отеле 21 одноуровневый номер: несколько базовых «комнат-кают» и средних размеров даблов, несколько люксов с дизайнерскими предметами мебели и декора. «Каюта» с душем (туалет, странным образом, придется делить с соседним номером) стоит от 79 евро, а самый роскошный люкс — всего от 158 евро. Этот вариант подойдет тем, кто решил остановиться в «Лучезарном городе» лишь на день-другой.
Обратите внимание: Владельцы большинства квартир постарались максимально сохранить оригинальную планировку, отделку и цветовую палитру интерьеров. Ни о каких стеклопакетах взамен оригинальных деревянных рам с витринными стеклами, само собой, речь не идет (во Франции этим вообще не грешат), но учитывая, что со времен постройки дома прошло 65 лет, приятно видеть в квартирах « родные » лестницы, напоминающие корабельные трапы, ванные комнаты-капсулы и оригинальную кухонную мебель авторства Шарлотт Перриан.
На фото: инсталляция французского художника Даниэля Бюрена (Daniel Buren) в центре современного искусства MaMo н а крыше здания Cité Radieuse Что посмотреть Записаться на экскурсию по зданию можно на сайте марсельского бюро по туризму. Экскурсии на французском проводятся дважды в день, на английском — раз в неделю. Во время экскурсии вам покажут квартиру, сохранившуюся в первозданном виде благодаря тому, что сначала она служила моделью, которую показывали всем будущим жильцам дома, а потом приобрела музейный статус. Квартира № 50. Еще одно интересное место. Нынешний владелец Жан-Марк Дрют купил ее у наследников Жюлиетт Рипер, директрисы детского сада «Лучезарного города» и архитектурного посла этого легендарного дома, с которой долгие годы приятельствовал сам Корбю. Двери этой квартиры тоже иногда распахиваются для посетителей; в эти дни ее оригинальные интерьеры превращаются в канву для инсталляций всемирно известных дизайнеров. Среди них были братья Буруллеки, Джаспер Мориссон, Алессандро Мендини, Константин Грчик и другие. В этом году хозяин квартиры №50 решил пожить спокойно, без выставок, но обо всех грядущих событиях можно узнать на сайте квартиры . MaMo Museum Marseille. Арт-центр «Лучезарного города» расположен на крыше «жилой единицы», оформленной марсельским дизайнером Ора Ито. Открыт со среды по воскресенье с 11:00 до 18:00.
На фото: инсталляция итальянского художника Феличе Варини ( Felice Varini) в центре современного искусства MaMo н а крыше здания Cité Radieuse
Жилая единица в Резе-Нант ( Unité d’Habitation of Reze-Nantes ), 1953 — 1955 Rue Théodore Brosseaud, 15, Rezé, France Через год после завершения строительства марсельского блока к Ле Корбюзье обратилась группа жителей города Нант, пожелавшая выстроить у себя в городе дом в духе « Лучезарного города » . В жилищный кооператив Maison Familiale входили в основном рабочие и бригадиры городского порта; они фактически и выступили заказчиками строительства. То есть в отличие от дома в Марселе, чьим появлением город обязан инициативе сверху, дом в Нанте проектировался для конкретного сообщества будущих жильцов, и это несказанно радовало архитектора. В конце концов, это было реальным подтверждением того, что концепция « Лучезарного города » жизнеспособна и что у нее есть реальный адресат или, как мы бы сейчас сказали, целевая аудитория, причем активная, энергичная, готовая менять городскую среду под себя и свои нужды.
Планировочное решение Бюджет проекта был строго ограничен размерами субсидии, выделенной кооперативу французским правительством в рамках программы доступного жилья. Поэтому в нантском проекте Ле Корбюзье пришлось пожертвовать многими «фишками» марсельской «жилой единицы»: кондиционированием, «улицей» магазинов и общественных помещений, спортивным залом на крыше и двусветными гостиными высотой 4,52 м. Зато верхняя спальня стала изолированной и большей по площади. Инфраструктура для обслуживания жителей дома была вынесена в отдельный корпус через дорогу — этого требовали правила финансирования проекта. Государственная субсидия могла быть использована только на жилые площади. Исключение сделали только для прачечной на четвертом этаже, почтового отделения и табачной лавки на первом.
Внешне дом в Нанте в каком-то смысле пошел дальше своего марсельского предшественника. Он высится посреди парка, при этом со стороны северного фасада ноги-пилоны поднимаются прямо из воды. Чтобы попасть в дом, жители должны пройти по узкому пешеходному мостику-трапу, перекинутому через пруд. Благодаря этому дом еще больше напоминает скользящий по водной глади корабль. К тому же нантский проект — это настоящий вертикальный пригород: 1400 жителей делят общий дом, купающийся в зелени, и живут в полном единении с природой.
Квартиры из бетонных ячеек Из холла наверх ведут три лифта, на 16 человек каждый. В 18-этажном доме 294 квартиры (немногим меньше, чем в марсельском), но при этом его строительство обошлось лишь в четверть стоимости первого « Лучезарного города » . Дело в том, что в отличие от марсельской «единицы», у дома в Нанте отсутствует клетка-каркас. В данном случае каждая квартира — это независимый объем, сформированный из бетонных плит заводского изготовления. При строительстве дом в буквальном смысле монтировался в высоту из бетонных ячеек, за что сам Корбюзье прозвал его chateau of cards — «карточный замок». В качестве отделочного материала наружных стен использован бетон с галечным заполнителем.
Квартиры в нантской «жилой единице» в основном средней площади (на семью с 2—3 детьми), студий и многокомнатных квартир — меньшинство. Крыша нантской «единицы» целиком отдана детям: на ней по-прежнему работает детский сад, занимающий небольшой «особнячок» с хаотично разбросанными по фасадам цветными окнами. Рядом, как и в марсельской «единице», — неглубокий открытый бассейн и прогулочные дорожки, петляющие между фантазийными бетонными объектами. Декор дома, как и в Марселе, построен на сочетании серых бетонных поверхностей с плоскостями ярких цветов: желтого, красного, зеленого и синего.
Надо сказать, цвет на фасадах и в интерьерах во многом спасает положение. Нант расположен гораздо севернее Марселя, и здешний « Лучезарный город » отнюдь не всегда купается в лучах солнца. Двери квартир, выходящие в длинный сквозной коридор, — тоже цветные, а в необычном остеклении фасадов рамы с прозрачными стеклами чередуются с глухими створками ярких цветов. Торцевые части лоджий, выкрашенные в один из « первичных » цветов отбрасывают блики на бетонные козырьки ( brise soleil ). Благодаря всему этому серая брутальная громада выглядит вполне оптимистично.
Как остановиться «Жилая единица» в Нанте строилась как социальное жилье, и пусть квартиры со времени постройки дома уже несколько раз сменили владельцев, дом Ле Корбюзье по-прежнему нельзя считать элитным. Квартиры-студии в нем продаются в диапазоне от 110 000 до 130 000 евро, что по меркам Франции более чем доступно. Соответственно, основная часть сдаваемых квартир относится к среднему уровню — как по комфорту, так и по цене. Среди предлагаемых к сдаче квартир мне не удалось найти каких-то «дизайнерских» вариантов, но если рассматривать нантскую «жилую единицу» как пример незаурядной архитектуры, прошедшей проверку временем и социумом, то опыт проживания в ней может быть довольно интересным.
Ретро-вариант: трехкомнатная квартира , в которой сохранилась оригинальная отделка, включая « шубу » на потолке и деревянные панели в коридоре. Ванная-«каюта» и раздвижная перегородка в детской тоже на месте. На лампу Marseille по дизайну Ле Корбюзье и бра Gras 205 авторства Шарлотт Перриан сначала можно и не обратить внимания, настолько органичными они кажутся в этом интерьере в духе 1950-х. Современное прочтение классики: двухуровневая квартира , порвавшая со своим славным прошлым, являет собой пример того, как можно полностью абстрагироваться от исторического наследия дома во имя комфорта и современных представлений об интерьере.
Что посмотреть В субботу утром можно попасть на экскурсию по дому с посещением музейной квартиры №601. Это квартира, в которой никто никогда не жил, своего рода капсула времени, где всегда будет 1955 год. С помощью изящных, но говорящих штрихов кураторы постарались воссоздать в квартире атмосферу тех лет: открытая (или как ее называли французы, американская) кухня, модная в те годы посуда и мебель, трогательный отрывной календарь 1955 года, в детской — раздвижная перегородка, которую можно использовать как грифельную доску, а в ванной-«каюте» —цветастый шелковый халатик идеальной французской женщины. Все удовольствие обойдется вам в пять евро, но записаться нужно заранее по телефону мэрии Резе: 02-40-84-43-84. Продолжение следует…

Похожие статьи

Статьи скоро появятся

Похожие дискуссии

Дискуссии скоро появятся

Лучшие статьи — раз в неделю на почту

Способ подписки скоро появится