Профессия Лидии Мельниковой никак не связана с дизайном или архитектурой, однако образование в сфере экономики и менеджмента не мешает девушке любить искусство. Реставрация квартиры в центре Санкт-Петербурга стала для молодой хозяйки делом жизни. Чтобы воссоздать историческую планировку и интерьер с неоклассическим колоритом, Лидии пришлось выселить соседний хостел, разыскать украденные дубовые двери, избавиться от зеркала с дурным характером и заказать копию эрмитажного камина.
О проекте
Место: Санкт-Петербург, Моховая улица
Размер: 123 кв.м; высота потолков 4,1 м
Кто здесь живёт: Лидия Мельникова
Автор проекта: хозяйка квартиры
Фото: Екатерина Титенко,
Анна Чернышова Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Эту квартиру ремонтировали в несколько этапов. Сначала этим занимался отец Лидии, купивший жилье в 1998 году. Раньше здесь, как и в большинстве квартир старого фонда, была коммуналка. Тогда в квартире заменили коммуникации и перекрытия, поменяли половину окон, но довести ремонт до логического завершения не хватило сил и средств.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
По инициативе Лидии удалось восстановить большое арочное окно, заменить кровлю и сделать ремонт в парадной. «Я много месяцев ходила, писала, обращалась во все департаменты, чтобы привести в порядок общественные пространства. Нужно, конечно, очень это любить и иметь высокую цель, чтобы всем этим заниматься. Но я перфекционист и не соглашаюсь на компромиссы. В следующем году нам должны отремонтировать фасады», — рассказывает хозяйка.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Входные двери не уцелели: из соображений безопасности пришлось поставить металлические. Правда, их сделали на заказ и повторили исторический рисунок. Зато после долгого ремонта в квартире удалось почти полностью восстановить историческую планировку: теперь 123 кв.м поделены между кухней-гостиной и тремя спальнями.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Восстановили и некоторые двери в квартире: с ними связана почти детективная история. Столетние дубовые двери успели прогнить, зато сохранилась старинная фурнитура, и хозяйка решила подарить им вторую жизнь. Сначала Лидия пригласила реставратора по дереву, но он ушёл в запой и исчез сразу после того, как снял старую краску. Пришлось искать нового исполнителя. Но он тоже в какой-то момент пропал, причём вместе со старинными дверями! Лидии пришлось разыскивать мастера по крупицам информации; в конце концов удалось узнать адрес прописки.
«Я поехала на разведку и несколько часов караулила этого человека в машине, чтобы убедиться, что он действительно там живёт. На следующий день уже вернулась со знакомыми мужчинами, чтобы уговорить его отдать двери. Оказалось, он получил другой срочный заказ, а мои двери просто бросил зимой в сыром гараже. Мы вызвали грузовик и повезли двери на реставрацию уже на производство», — рассказывает Лидия.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
По словам хозяйки, ремонт поначалу шёл трудно, проблемы возникали на ровном месте: от неожиданных технических сложностей до драк между рабочими. В какой-то момент Лидия решила избавиться от старого зеркала, которое сохранилось в квартире. И по иронии судьбы, отдала его тому самому мастеру, который в итоге увёз двери. Но с тех пор как квартиру покинули зеркало и этот специалист, обстановка удивительным образом изменилась, всё пошло легче.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Если говорить о стиле, то Лидия стремилась создать своего рода французскую квартиру в Петербурге — с белыми стенами и паркетом в раскладке широкой ёлкой. Большинство элементов интерьера, включая отделочные материалы, привезли из-за границы. Например, чёрно-белая плитка — из Испании: на момент ремонта найти такую в Петербурге было невозможно. Буковый паркет для этого интерьера покупал ещё отец Лидии: он десять лет хранился в квартире бабушки и наконец дождался своего часа. Его покрыли влагоустойчивым корабельным лаком.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Среди неброских, но важных для настроения деталей — плинтус: именно он, по словам Лидии, отличает российский интерьер от европейского. Хозяйка уверяет, что такие плоские, высокие и белые плинтусы в России делали только до революции.
Не обошлось и без античных мотивов: Лидия привезла из Греции небольшие мраморные копии известных статуй — Дискобола, Афины Паллады и Венеры Милосской. Из-за них хозяйку долго допрашивали на российской таможне: «Похоже, они думали, что я украла их из музея», — смеётся Лидия.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Каминный портал выполнен из натурального мрамора на заказ: это копия одного из каминов, установленных в Эрмитаже. Зимой его можно топить дровами или брикетами, и камин действительно отлично греет. Справа от него — решетка радиатора, сделанная на заказ из бука: резьба на рамке совпадает с узором на камине, чтобы все детали интерьера соответствовали друг другу. Арочное зеркало пришлось делать вручную: оказалось, что на станке невозможно вырезать дворцовый четырехсантиметровый фацет.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
До кухни дело дошло в последнюю очередь: эти работы закончили несколько месяцев назад, хотя базовому ремонту уже почти три года. Раньше здесь стояла временная кухня, но владелица решила наконец поменять мебель. «Кухня — наиболее сложный этап ремонта и предмет моей гордости, — признаётся Лидия. — Попробуйте совместить копию эрмитажного камина и в метре от него — кухню, чтобы всё это смотрелось органично». Идеальная кухня нашлась в масс-маркете. Правда, на фасадах заменили ручки, а фартук оформили зеркалом c фацетом: эту идею Лидия подсмотрела в американском журнале.
За фасадами поместилось буквально всё: холодильник, посудомойка, духовой шкаф и стиральная машина (ради неё пришлось снимать звенья батареи). Кроме того, спрятали измельчитель и фильтр: «Одна из моих работ была связана с водоканалом. Я знаю, какая вода в реальности доходит до наших квартир, поэтому установила огромный фильтр с обратным осмосом: он не только очищает, но и минерализирует воду», — рассказывает Лидия.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
В квартире установлены скандинавские окна: некоторые из них заменили ещё в конце 1990-х, другие пришлось доделывать Лидии. Их специфика в том, что снаружи рама металлическая, а внутрь помещения выходит деревянной облицовкой: это экологичная, но вместе с тем и дорогая технология. На столешнице кухни, которая переходит в подоконник — натуральный дуб.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
В квартире три спальни, каждой из которых Лидия дала названия. На фото — Эрмитажная спальня, она же самая большая: площадь комнаты составляет 32 кв.м. Когда-то эта комната была смежной со второй, Дворцовой спальней — они даже отапливались одной печью. Отец Лидии заделал этот проём во время первого этапа ремонта, чтобы сделать комнаты изолированными.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Вторая спальня (26 кв.м) решена в более светлых тонах, но принцип отделки тот же: на полу паркет ёлочкой, на стенах — два вида обоев с лёгким блеском.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
Третья спальня — Михайловская, названа по аналогии с расположенным неподалёку Михайловским замком: его стены такого же цвета. Площадь спальни составляет 17 кв.м, а дверь выходит в гостиную. «Сначала обои казались мне слишком яркими, но когда поставили мебель, оказалось, что комната очень уютная», — рассказывает Лидия.
Фотографы: Екатерина Титенко, Анна Чернышова
В квартире два небольших санузла, оформленных серой краской и плиткой-кабанчик. Эти единственные помещения, где смонтировали натяжной потолок: он не отсыревает и не мокнет.
МЫ ЛЮБИМ ХОДИТЬ В ГОСТИ…
Хотите стать героем следующей статьи? Напишите на RuEditors@houzz.com и приложите несколько фотографий своего интерьера (достаточно съёмки на смартфон). Мы обязательно свяжемся с вами, если примем решение о публикации!