Обычно белорусские хаты строили на опушке леса, рядом с полем пшеницы или ржи. Поэтому за основу композиции ландшафтные дизайнеры взяли характерную картину: грунтовая дорога ведет в забытую белорусскую деревню к старому дому. С одной стороны дороги мы видим опушку леса с елками, сосенками и березками, с другой — скошенные и колосящиеся пшеничные поля. Этот сельский садик покоряет простотой и ощущением покоя, а заброшенный вид придает ему трогательное очарование.
Дизайнеры сада «Спадчына» (Наследие) рассказывают: «Каждый год мы посещали фестиваль как зрители, вдохновлялись увиденным, учились мастерству у коллег и мечтали, что когда-нибудь сможем участвовать как конкурсанты. Мы очень старались, создавая наш сад, скрупулёзно подходили ко всем деталям. Неожиданно мы взяли гран-при фестиваля. Самая большая радость для нас, что удалось показать Беларусь существует на карте мирового ландшафтного дизайна».
О проектеМесто: Москва, ВДНХ, Московский Международный Фестиваль «Сады и Люди»
Год: 2019
Размер: 100 кв. м
Ландшафтные дизайнеры: дизайн-студия Фитония, Юлия Чемердовская, Анастасия Запольская, Диана Нехайчик, Ирина Иодо, Минск, Беларусь
Партнер и главный спонсор проекта: питомник «Цветочный город
»Растения для сада: питомник
«Агро» (цветы),
«Головеньки» (ёлки),
«Мамина дача» (сосны), «Ниваки» (клён)Фото: Марат ЯхинИнтересные факты: сад завоевал Гран-при в номинации «Большой выставочный сад»
По замыслу, сад представляет собой трансформацию образа старого белорусского дома со своими ценностями и мудростью в современное место для жизни.
———————————————В ВАШЕМ ГОРОДЕ…Найдите ландшафтного дизайнера на Houzz — закажите свой проект———————————————Дизайнеры из Беларуси начали работу над проектом с изучения родных ландшафтов: «Мы обклеили свой офис фотографиями пейзажей, которые наблюдаем, проезжая через страну, и вдохновлялись ими».
Мощение — компания «Sayan Group»
Две длинные линии, пересекающие картину, трансформируются в грунтовую двухколейку с «челкой» травы посередине. Эта дорога — композиционный центр сада. Дизайнеры не стали делать настоящую грунтовую дорогу, а обозначили ее мощением из плитки. Причем плитку подобрали светлую — чтобы показать, что дорога посветлела от пыли в жаркий летний день.
Многие материалы в саду аутентичные. Чтобы воспроизвести сжатое поле, в Беларуси дизайнеры взяли в поле скошенную пшеницу и посадили в саду под линеечку. Натуральная стерня — это та основа, ковер, на фоне которого располагаются остальные элементы сада. Жнивье сделали прямоугольной формы, в виде цитаты, как и дорогу.
Лесную опушку символизирует сосна обыкновенная (Pinus sylvestris) и ель обыкновенная (Picea abies). В питомнике «Мамина дача» дизайнеры нашли сосны, которые выглядят как деревья, росшие в подлеске возле старых деревень. К тому же хвойные служат зелеными кулисами, не дающими происходящему по соседству нарушать целостность восприятия сада.
Дорога приводит в «деревню». Воспроизводя образ бабушкиного дома, дизайнеры вспоминали счастливые моменты детства: «Когда мы были маленькими, нас возили в деревню к бабушкам. Мы помним вкус теплого молока и бабушкины руки, как с дедом кормили козочек, как бегали купаться на речку, — ощущение счастья от простых человеческих вещей».
Дизайнеры вложили в этот проект много любви: «Душу сада ощущаешь всем сердцем — это мудрость и опыт наших бабушек, то, без чего сад и дом будут набором построек и растений. И видя открытую банку краски и небрежно брошенные детские сандалики, ощущаешь надежду на возрождение».
Авторы сада поняли, что не смогут правдиво показать старый дом, если не используют подлинные детали. Они нашли под Минском заброшенную бревенчатую хату, разобрали её, бревна перевезли в Минск и собрали из них стены будущего дома.
Но в этом саду «старое» соседствует с «новым»: молодое поколение возвращается в старый семейный дом и начинает строить там новую жизнь.
«Этот дом, как и весь сад, рассказывает: когда мы строим новую жизнь, то должны опираться на фундамент, который оставили наши предки. Суть проекта — показать, что новый дом строится не на голом месте. Мы бережно восстанавливаем, укрепляем старый дом с помощью современных материалов», — объясняют дизайнеры.
Поэтому стены из бревен укрепили современной металлической конструкцией. Затем все разобрали, пронумеровали каждое бревнышко, перевезли в Москву и на выставочной площадке собрали беседку. Получилось замечательное место отдыха. Кстати, темный прямоугольник, присутствующий на картине Малевича, превращается в саду в беседку.
Дом не стали накрывать старой крышей из шифера и вставлять облупившиеся двери. Чтобы не отягощать конструкцию и не закрывать скелет дома, крышу беседки сделали из пластика, легкого и прозрачного материала. А вот пол в доме оставили старым: его выложили печным кирпичом, из которого была сложена печь в привезенном из Беларуси доме.
Добавляя к старому дому новые материалы, использовали современную мебель и современное ландшафтное освещение. Главный акцент композиции — чудесное кресло, мимо которого не мог никто не мог пройти. Автор арт-объекта — известный белорусский дизайнер Элина Шиндлер. Она разработала его специально для этого сада.
С современным креслом контрастирует трогательная деталь из прежней жизни — герань на облупившемся окошке. «Именно в таких старых глиняных горшках росли герани на подоконниках у наших бабушек», — вспоминают авторы сада.
Члену жюри Людмиле Белых понравилось, что дизайнеры не поставили в доме старый стул. Она объясняет, почему для нее сад стал лучшим на фестивале: «Мы помним: кто мы и откуда — это тот пласт, который влечет нас в сад. Чисто композиционно — это демонстрационный сад с условностями, наслоениями и современными отсылками. И здесь подкупает сочетание фактур и наложение форм: стерни и двух светлых полос, напоминающих то ли дорогу через поле, то ли полотна льна».
Элемент сада, повторяющий длинную тонкую линию на картине Малевича, — забор. А короткие линии-штрихи превратились в саду в декоративные дровницы, заросшие сорняками и малиной.
Забор привезли из Беларуси вместе с домом. Завалившийся забор поддерживает образ запустения и разрухи. Скамейка, на которой приятно посидеть, тоже выглядит аутентично.
Старинный сундук придал особый шарм садовой инсталляции и прекрасно в неё вписался, он стоял в старом белорусском доме, откуда приехала вся композиция.
Сад наполняли растениями отталкиваясь от планировки. Один из ее элементов — ярко-красный прямоугольник на картине Малевича — появился в саду в виде геометричной клумбы из деревенских растений с преобладанием активного красного и желтого цвета.
Основу этого яркого, плотного, пушистого и ровного по высоте цветника составили три растения. Гелениум (Helenium) дает цвет в виде красных, оранжевых и желтых солнышек. Во время проведения фестиваля также цвел золотарник (Solidago virgaurea) — он дает желтый. Вейник канадский (Calamagrostis canadensis) дает объем и ровную, подходящую для цветника высоту.
Лопухи с большими листьями, встречающиеся в саду, — это ревень (Rheum). «Изначально мы хотели использовать обычный садовый хрен, которым все зарастает, и который бабули культивировали на грядках и использовали для заготовок. Но хрен в хорошем виде мы не нашли и заменили его ревенем. Ревень похож на хрен, и образ затесавшегося в клумбе хрена получился здорово», — продолжает Юлия.
Дизайнеры считают, что «ревень и крапиву неожиданно встретить в выставочном саду, где обычно все показательно аккуратно». На самом деле, стиль сельских садиков, которым свойствен немного заброшенный вид, находится в тренде мирового ландшафтного дизайна. А примелькавшиеся растения, которые растут буквально под ногами, с удовольствием используют европейские дизайнеры, в том числе на выставке в Челси.
В нескольких местах дизайнеры равномерно разбросали спаржу, но фаворитами были сорняки из питомника «Цветочный город».
Юлия вспоминает: «С сорняками была связана забавная история. Питомник, где обычно выращивают цветочные многолетники, специально для нас вырастил в контейнерах сорняки. Владелец питомника Александр Безматерных удивлялся, что первый раз в жизни поставил перед своими сотрудниками задачу выпалывать из контейнеров культурные растения и не трогать сорняки. Чтобы сорняки выросли, окрепли, возмужали, и их красивыми и мощными можно было высадить в цветник».
Деревья и кустарники поддерживают образ заброшенного дома. Чуть покрасневший клен гиннала (Acer ginnala) красуется рядом со скамеечкой у входа в сад. В питомнике «Ниваки» девушки попросили не стричь формованный в зонт клен — чтобы этот лохматый зонтик был похож на одичавший деревенский клен. Хотя изначально дизайнеры хотели использовать калину, которую традиционно сажали возле хат.
Молодая яблоня ягодная (Malus baccata) символизирует начало новой жизни в старом доме. Дизайнеры имели в виду, что новое поколение начало обживать отеческий деревенский дом и сажать молодые деревья. На яблоньке уже появились маленькие яблочки.
Сад получился очень искренним и узнаваемым. Буквально каждый посетитель подмечал какую-либо важную для себя деталь: «у моей бабушки был такой же покосившийся забор», или «герань стоит на окошке как в доме мамы», или «у меня в палисаднике так же торчали золотые шары», или «так же дрова были сложены и сорняки пробились между ними».
Ксения Казакова ( Кокорина )
4 г.