Этот музей в Йонаго — одна из главных достопримечательностей юго-запада Японии. Сады музея 14 лет подряд занимали первое место по мнению журнала Sukiya Living: the Journal of Japanese Gardening’s и завоевали три звезды гида Мишлен, посвященного садам (Michelin Green Guides’ Travel Guide Japan).
На фото: сад камней. Из архива Adachi Museum of Art Художественный музей Адачи расположен вдали от городов и автомобильных трасс. Он окружен горами и зеленью. Наблюдать за изменениями в природе здесь можно не только от сезона к сезону, но и с утра до вечера. А главное — музей наполнен тишиной и покоем. Основал музей Дзенко Адачи ( Adachi Zenko ) на том самом месте, где когда-то родился. Адачи был успешным бизнесменом и поклонником современного искусства, коллекционировал работы известных японских мастеров. По задумке Дзенко Адачи, посетители музея, прежде чем насладиться произведениями искусства, должны пройти через сады, погрузившись в красоту. Сам основатель считал, что сады подобны искусно написанному свитку.
Фото: Каори Фудзияма Сад мхов Первое, что встречает при входе в музей — сад мхов. Главное место здесь отведено мху политрихуму можжевельниковидному ( Polytrichum juniperinum), известному также как кукушкин лен. В этой части сада есть и сосны с красными стволами ( Pinus densiflora ), и клены дланевидные ( Acer palmatum ) . Бродить по дорожкам сада мхов посетителям не разрешается, можно лишь любоваться им с галереи. Обычно с японским садом ассоциируются камни и миниатюрные сосны, которым намеренно придают сферическую форму. Но в этом саду уважают естественный рост растения. Здесь соснам позволено расти в хаотичном порядке, под разными углами, как в природном ландшафте.
В центре на песке стоит одинокий фонарь. Каменное навершие делает его похожим на маяк, обозревающий гладь вод. Глядя на него, внезапно ощущаешь себя очень маленьким посреди океана песка.
Сад у чайного домика Juryu-an После сада мхов длинная каменная дорожка ведет к первому из чайных домиков — Juryu-an. Это копия чайного домика Shokintei императорской виллы Кацура в Киото. Здесь воплотилась концепция изменчивости форм Shin-Gyo-So. Изначально она возникла в каллиграфии, а потом распространилась на искусство сада, икебану, дизайн и даже архитектуру. Согласно этой концепции shin — это истинная форма, so — глубинная суть формы, а gyo — промежуточная позиция между первыми двумя. То есть это путь от застывшей формы к полной свободе самовыражения. По отношению к саду Shin означает строгое следование правилам, gyo тяготеет к их более свободной интерпретации, а so знаменует полную свободу, хотя часто можно увидеть соединение всех трех составляющих в одном саду. Дорожка нобедан (nobedan) , ведущая к чайному домику, состоит из крупных плит и мелких природных камней. И представляет отличный пример принципа gyo . Чем ближе мы подходим к чайному домику, тем меньше становится мелкой речной гальки.
Сад у чайного домика — классический пример нидзу родзи (niju roji) или сада, состоящего из двух частей: внутренней и внешней. Территорию этого сада посетителям разрешается исследовать самостоятельно. Согласно традициям чайной церемонии, прогулка по саду позволяет оставить суетные мысли и встретиться с хозяином церемонии с чистым сердцем. Поэтому в саду у чайного домика Juryu-an нет ничего показного и броского.
Пройдя через средние ворота, посетитель должен омыть руки и рот водой из небольшого каменного колодца цукубаи (tsukubai), прежде чем приблизиться к низкому входу в чайную комнату. Правила чайной церемонии очень строгие. Колодец цукубаи состоит из двух квадратных чаш, поставленных друг на друга. Он также повторяет форму цукубаи чайного домика Shokintei: так посетители могут почувствовать атмосферу, царящую на императорской вилле Кацура. В музее есть еще один цукубаи — каждый колодец отличается необычной формой.
Только очистив тело и разум у цукубаи, можно войти в чайную комнату. Чтобы пройти через проем нидзири-гути (nijiriguchi), нужно сильно наклониться. Ниши в комнате украшены традиционными свитками и цветами в вазах, соответствующими определенному времени года. Простое оформление этого пространства позволяет хозяину продемонстрировать вкус, выбирая акценты для чайной церемонии. Стены домика сделаны из глины с нанесенным поверх рапсовым маслом. Со временем глина темнеет, придавая стенам черный оттенок.
Внешние стены дома на японском называются « стены светлячка »: все благодаря железу, содержащемуся в глине. Со временем железо окисляется, напоминая сверкание светлячков. Поэтому все здания здесь постепенно меняются. И хотя иногда кажется, что они находятся в стадии разрушения, их внешний вид полностью соответствует эстетике ваби-саби. В ней на первом месте — несовершенство каждого предмета.
Фото из архива художественного музея Адачи Сад камней Это главный сад на территории музея Адачи. На японском он называется karesansui, что буквально означает « сухой ландшафт » или сад камней. Чтобы полностью оценить красоту и масштаб этого сада, любоваться им нужно с галереи: отсюда видны горы, которые теряются в дымке на заднем плане. Именно тут становится понятно, почему основатель музея сравнил красоту сада со свитком, который постепенно разворачивается перед глазами зрителей.
З аимствованному пейзажу — в данном случае горам на заднем плане — в японских садах отводят большое значение: с его помощью можно наблюдать за постоянными изменениями в природе. Именно этого добивался основатель садов Дзенко Адачи: донести мысль о величии изменений, происходящих вокруг нас.
Фото из архива художественного музея Адачи Так выглядит сад камней весной. Каждый год в июне растения тщательно обрезают: когда отцветают азалии, их превращают в бонсай ( Rhododendron indicum и Rhododendron eriocarpum ). Примерно 10 раз в год проводят дополнительную обрезку. Садовники удаляют лишние бутоны, позволяя оставшимся цвести в полную силу.
Фото из архива художественного музея Адачи Это сад камней зимой, укрытый снежным покровом.
Сад белого песка и голубой сосны Этот сад — живая реплика шедевра японского художника Ёкоямы Тайкана ( Yokoyama Taikan) « Прекрасный сосновый пляж » . Адачи очень любил работы Тайкана: в собрании музея есть около 120 его картин. Черные сосны растут здесь справа, а красные — слева, создавая интересный контраст.
Черные сосны постоянно обрезают, чтобы сохранить небольшой размер, который вводит зрителя в заблуждение: человеческий глаз воспринимает их соснами-великанами на фоне бескрайних просторов. Именно так принято в искусстве бонсай. В глубине справа течет небольшой ручей, превращенный в искусственный водопад под названием Кикаку. На самом деле это еще одна реплика работы художника Ёкоямы Тайкана — « Водопад в Начи » . Обе работы находятся в собрании музея, и у посетителей есть возможность сравнить оригинал с живой копией. Правда, картины не являются частью постоянной экспозиции, так что, планируя посещение, сверьтесь с календарем выставок на сайте музея.
На фото: альков в чайном домике Juraku-an
Рядом с садом белого песка и голубой сосны есть еще один чайный домик — Juraku-an. Высокие окна, через которые можно любоваться садом, напоминают развернутые свитки. Вместо картин на них « изображен » пейзаж за окном, который становится своеобразной живой картиной. Именно в художественном музее Адачи родилась идея любования пейзажем сквозь узкие окна-свитки. По рассказам, когда основателю музея Дзенко Адачи пришла в голову эта идея, он тут же схватился за молоток и стал прорубать окно в стене.
Фото из архива х удожественного музея Адачи Дзенко Адачи питал невероятную страсть к садоводству. Говорят, что каждую ночь ему снился идеальный сад, а каждое утро и вечер его видели прогуливающимся по дорожкам сада в своем музее, претворяющем сны в реальность. Новые садовники музея уловили его настрой и заботятся о садах с таким же вниманием, как если бы это был сам основатель. ПО ТЕМЕ… Японский чайный сад: Как создать его самостоятельно Японский сад: Только смотреть, руками не трогать «Каменный цветок»: Как обустроить сухой сад камней