Серия "Недра"
"Бог знает - верю я в него, или нет" . Алексей Слаповский, писатель, драматург . . . Непокрытая голова в славянских культурах - для женщины табу. Грех. В церковь не войти простоволосой. Распущенные женские волосы - ведовство. Богу угодна женщина с "убранной" головой. Выходя замуж - женщина обязана покрыть голову. . Со дня свадьбы платок становится для нее обязательным. Будничным. Естественное стремление "раскрасить, расцветить будни постепенно превращает женский платок в предмет высокого искусства. . . Женщина - почва, земля. Она должна быть богата. Работая над эскизами платков, я фантазировала на тему "богатства" почвы, но не в традиционном смысле ее плодородия. Меня вдохновила идея любования ее тайными сокровищами, изъятие которых стоит титанического труда. . Отсюда в серии "русский путь" коллекция орнаментов "медная руда", "злато-серебро", "малахитовая шкатулка", "олово" и др. . . "Сердце чисто созижди во мне"... Это слова из православного покаянного канона. Я поместила их на шелковый платок, где вместо орнамента в центре изображено алое сердце. . . Как, должно быть, правильно это - просить всевышнего, не "простить" или "очистить", но "создать заново". . . Ведь это только Ему одному должно быть подвластно. . . Иван Бунин признавался, что православие он переживает скорее эстетически. Наверное, на каком-то генном, если хотите, кровно-костном уровне это"переживание" свойственно каждому потомку некогда крещенных славян. . . Киноварь и кумач в нарядах смуглоликих святых, на мой взгляд, именно на эстетическом уровне способны "обратить в веру", "заворожить" любого иноверца, нигилиста или безбожника. . . А откуда цвет кумача в советской эстетике? Красное знамя, на золотом древке? Подозреваю - есть в этом историческая "тайная" борьба - посягновение на единобожие. . Сама идея мавзолея на Красной площади - человеческая дерзость - попытка научным фокусом повторить нерукотворное - тайная зависть к самой идее нетленных мощей. Длинная очередь паствы к ним, годами тянувшаяся по камню Красной площади - не это ли некая жестокая, истинно варварская, но все же - преемственность традиции. . . Опустошить свято место, чтобы Занять его. Установить там алый флаг. Присвоить себе неприемлемое. . . Вера Кирсанова . . . Так художница Вера Кирсанова размышляет над тем, откуда черпает вдохновение для своей серии "Недра". Это размышление-объяснение, возможно не только для вас, а снова и снова для себя. Мысли вслух. Ведь то, что рождается в голове, а затем уже и на холсте художника, это часто откровение и для него самого. Чудо, которое нельзя хранить в себе, потому что его предназначение шире. Нет, не массовое. Но народное. Близкое многим по духу. И в то же время мягкое, женское, душевное... Поэтому серия "Недра" - еще и искусство росписи ткани, женского платка.
9 фотографий










