Ковер Текке в редкой зеленой расцветке
Винтажный Ковер Текке (Бухара) . Размеры: 2,90м на 2,05м . Зеленый досаточно редкий вариант . . Этот ковер выткали представители некогда могущественного и многочисленного туркменского племени «Текке». . Это племя на протяжении всей своей истории кочевало по территории Туркестана. . . С начала XVIII века часть их осела в оазисах пустыни Каракум, а затем под давлением Персии переместилось в район Мерва. В конце XIX века Теке были разгромлены Российской империей. . . На протяжении нескольких десятилетий до этого разгрома большие племенные объединение Теке делились на две подгруппы: ахал-теке и мерв-теке (по названиям оазисов, где селились части этого племени). . . Соответственно ковровая продукция также подразделяется на две группы, отличающиеся по цвету, материалу, и способам плетения. Но даже несмотря на это нельзя с уверенностью систематизировать продукцию Теке, поскольку их ковры очень разнообразны, в частности, вследствие широкой зоны их перемещений по землям Туркестана. . . На западных рынках ковры Теке в основном они именуются «Бухарскими». . Основа шерсть, шелк. . Ворс шерсть, шелк. . Плетение тонкое, полутонкое . Борт прямой . Узор геометрический . Символические изображения талисманы (тамга) . . . . ИКОНОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ, В художественных изделиях теке можно проследить определенные фазы стилистического развития. С конца XVIII века для них характерна строгая сдержанная композиция с большими по размеру гель, расположенными в четыре или пять рядов, и исключительно функциональным бордюром. Последующее развитие привело к уменьшению гель и появлению большого свободного пространства между отдельными изо-бражениями. Наконец во второй половине XIX века возникает большое число разнообразных вариантов гель, увеличивается количество узоров, а также сильно расширяется бордюр, заполненный миниатюрным орнаментом, что иногда приводит к уменьшению размеров основного поля. . . Узоры гель имеют явное сходство с гель племен сарык и салор, хотя, в отличие от них, гель в коврах теке располагается внутри длинных горизонтальных или вертикальных полос, которые иногда образуют подобие решетки. В бордюре используется любопытный мотив в виде двух сцепленных букв «Т»; возможно, символ восходит еще ко временам Сасанидов. Другой характерный геометрический мотив представлен восьмиугольниками со светлым фоном, заполненными сложными изображениями свастики или вращающегося солнца, между которыми помещен гель разнообразных видов и орнамент в виде чашечек цветов. . Наиболее распространенными ковровыми изделиями племени Теке являются торба и чувал. В декоре воспроизводятся мотивы, характерные для ковров с использованием гель Теке, Салор или Йомут. К последним десятилетиям XIX века относятся характерные варианты чувал с простой тканой арматурой, чередующейся с вязаными вставками с разнообразным рисунком, часто напоминающим деревья, которым приписывались мощные магические свойства. . . ЦВЕТА. Среди цветов преимущественно встречаются красный, пурпурный, кирпичный и розовый. В рисунке можно встретить синий и иногда желтый и зеленый. . . В Средней Азии кочевое и оседлое (крестьянское) население подвергалось гнету как местных ханов и иноземных завоевателей. Проникший в Азию русский царизм, интересуясь ею как сырьевой базой, превращал ее в свою колонию. В Туркмении больше 90% земли и вся вода принадлежали ханам, баям и царским чиновникам. Орошение с древнейших времен представляло важный хозяйственный фактор в Средней Азии. Так в 1221 году монголы при завоевании Туркменистана разгромили Мерв, перебили жителей и уничтожили его богатейшую ирригационную систему. Когда в 1790 году при разорении Мерва Бухарою была разрушена знаменитая Султан-Бендская плотина, Мерв, лишенный ирригации, опустел. . . Дополнительная информация . Ковроткачество в Средней Азии уже в давние времена достигло высокого совершенства. В композиции ковровых рисунков нередко встречается тема орошения. В ковровом орнаменте мы видим образы окружающего хозяйственного быта: орошаемые участки, загоны для скота с водными протоками и т. д. По разнообразию форм, размеров и назначения ковры советских республик Средней Азии стоят на первом месте. Иногда в более старых экземплярах наблюдаются формы природы, трактованные довольно реально и не вызывающие сомнения в своем происхождении от форм растений и животных, но все же общий геометрический характер орнаментальной декорации является типичным для ковров Средней Азии. В отношении колорита они отличаются исключительным постоянством расцветки, которая при этом крайне лаконична в своем цветовом выражении, в большинстве случаев оставаясь в пределах шести тонов, крайне разнообразных по оттенкам. Основным цветом, определяющим впечатление от среднеазиатской ковровой гаммы, является красный цвет в темных, глубоких оттенках. В некоторых случаях он доходит до фиолетово-черных тонов, например в коврах племен «Энси». . . Более распространены красно-коричневые цвета, иногда оттенка темного красного вина, иногда же более теплых, красно — бурых тонов, образующих очень гармоничный колорит. Наибольшее пространство ковровой поверхности занимает тёмно- красный цвет и более светлый его оттенок; к ним присоединяются синие цвета двух разных оттенков. Если к ним добавить сливочно-белый и темно коричневый для контуров орнаментального рисунка, то этим и исчерпывается наиболее распространенная цветовая гамма ковров Средней Азии; изредка встречается желтый цвет. В этом характере расцветки рисунок и фон часто исполнены в темных, настолько сближенных тонах, что на репродукциях иногда бывает трудно выделить типичные черты орнамента. . . Туркменские ковры . . . . Среди ковровых изделий Средней Азии заслуживают исключительного внимания туркменские, как лучшие в мире, самобытные, высокохудожественные произведения коврового искусства. . . Туркменские ковры разнообразны. Различают и называют их по очагам (местностям) производства, в некоторых же случаях — по былому племенному происхождению. С. В. Дудин высказал ничем не подтвержденное мнение, будто бы орнамент туркменских ковров оставался почти без изменений «пожалуй, со времени Марко Поло» (XIII в.). . . Даже в 1946 году В. Г. Мошкова утверждала, что почти во всех туркменских коврах советской работы сознательно помещается кайма из амулетовидного орнамента, в магическое действие которого повсеместно верят в Туркменистане. О аспектах верований туркмен и их отражения в узорах подробнее можно прочитать в работах Боголюбова (1908 г.) и Фелькерзама (1915 г.). Эти учёные высказывали мнение, что орнаментальные формы ковров Средней Азии не меняются с течением времени. . . Процесс разложения племенного строя в Средней Азии начался еще в конце XIX века и продолжался в течение колониального периода. С установлением советской власти, племенное деление стиралось в процессе социалистического строительства и общего развития культуры народа. Изменились не только начальные формы орнамента, но забыты и их начальные названия. Наименования измененных мотивов, которыми теперь пользуются мастерицы при работе, выбираются по сходству. . . Так например в текинском орнаменте теперь существуют названия «лягушка», «свиной нос» (это уже названия XX века), «коробочка хлопчатника», «кусающий», «птица», т. е. комплекс объектов, не могущих быть объединенными в цельный художественный образ. . . Последовательный анализ орнамента старых и новых ковров, несомненно, представляет собою трудоемкую работу. Но когда таким путем устанавливается целый ряд изменений одной и той же формы — от реального образа до чисто геометрических фигур, мы убеждаемся, что орнамент изменяется, и очень значительно. . . Гель (гюль) — самый характерный и наиболее распространенный орнаментальный мотив в туркменских коврах. . . Очень часто он заполняет все среднее поле ковра правильными вертикальными и горизонтальными рядами. Вместе с тем, это очень сложный мотив по своему рисунку и по трудности раскрытия его реального значения. . . Само название указывает на растительную природу этого орнамента — роза, цветок, цветочный, растительный комплекс, но, чтобы в этом убедиться, надо найти эти формы в сложном рисунке этой фигуры. . . В целях выяснения черт народного орнамента рассмотрим композиционное расположение гелей в целом ковре. Они идут правильными рядами в направлении основы и утка, а в текинских коврах, кроме того, все эти фигуры соединены между собой линиями. Получается геометрическая разбивка—это сплошная сеть взаимно перпендикулярных линий, и в местах их пересечений находятся центры гелей. . . Такая правильность геометрического построения композиции наводит на мысль, что это план оросительной сети, а отдельные гели изображают орошаемые участки. Конечно, мы не можем удовлетвориться одним предположением; чтобы убедиться в этом, надо установить, что гель действительно представляет собою образ орошаемого участка. Эта задача облегчается при сопоставлении геля с настенной живописью Средней Азии. . . Часто в настенной и наскальной живописи Туркмены изображают хозяйственную жизнь: сад, загон для скота, растения, животных и т. д. Сами авторы поясняют эти изображения, и, несмотря на примитивность живописи, ее реалистические черты вполне очевидны. Орошаемые участки — сад и загон для скота- изображаются в виде прямоугольника с пересекающими его накрест водными протоками, отходящими от протока, образующего контур участка. Особое внимание следует обратить на расходящиеся от центра к контуру парные растительные завитки — это деревья. Односторонние завитки растений идут по контуру участка. По сторонам сада изображены два дерева (чинары) в виде ствола с повторяющимися по его высоте парными завитками. . . Все гели имеют геометрическое очертание: это восьмиугольник, ромб, прямоугольник и т. д. Они окаймлены замкнутым контуром и разделяются на совершенно одинаковые четверти пересекающимися линиями, проходящими через их центр и идущими в направлении основы и утка. . . Часто это деление на четверти подчеркивается различной их расцветкой — темной и светлой- через одну четверть. . . Парные растительные завитки — один из самых распространенных мотивов в туркменских коврах (мастерицы часто их называют «бараньими рогами», что совершенно произвольно). В различных гелях такие завитки распознаются не сразу, во-первых, потому, что они часто изображены в красно-коричневых тонах на таком же фоне, во-вторых, потому, что в связи с постепенными упрощениями и изменениями форм рисунков они встречаются в гелях в самых разнообразных очертаниях, соответственно различным стадиям этих изменений. . . На Туркменских коврах часто схематично изображены гели и темным цветом выделены парные растительные завитки в разных стадиях развития их формы. На этих рисунках шестнадцать фигур гелей. . . Они представляют схему обычных изменений парных завитков. На фиг. 2 стебли завитков сливаются в один, но завитки сохраняют свою форму, тогда как на фиг.3 стебель исчезает, а завитки утрачивают связь с серединой.
0 фотографий
