Вернутся к альбомам идей пользователя Анастасия

Заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери

История сооружения уходит в XVIII века, когда на безлюдном месте был заложен дворец, а позже и церковь. Последняя уникальна тем, что имеет два идентичных объема. В свое время церковь служила усыпальницей Чернышевых и их домашней церковью, сейчас же это заброшенный храм Казанской иконы Божией Матери.<br>Граф З.Г. Чернышев в 1760-1770 годах создал в Яропольце дворцово-парковую композицию. В то время это было роскошное сооружение, поражающее каждого, кто его посещал, своим великолепием. В «Атласе Российской империи» конца XVIII века про усадьбу Чернышёвых можно найти: «Красотой и великолепием с наилучшими в Европе увеселительными домами равняться может». И это не пустые слова. Екатерина II говорила о том, что, если Ярополец был немного ближе к Москве, она сделала бы его своей резиденцией. <br>Дворец построен в популярном на тот момент стиле – ранний классицизм с ненавязчивыми вставками рококо. Ворота, от которых начинается основной дворцовый комплекс, сделаны в стиле русского романтизма и украшены башнями, устремленными в небо.<br>Через 10 лет граф решает напротив ворот построить домашнюю церковь, которая и станет усыпальницей для его рода. Храм Казанской иконы Божией Матери состоит из двух совершенно одинаковых церквей, повернутых в разные стороны апсидами. Объединяет их притвор и хоры, расположенные наверху. Западное здание предназначалось для усыпальницы, а восточное – собственно и есть Казанская церковь.<br>В 1784 году граф умер. Вместе с ним остановилось и строительство храма Казанской иконы Божией Матери. Его вдова, Анна Радионовна, совместно с князем Голицыным, который был дружен с покойным графов, возобновили отделку. Для этих целей был приглашен архитектор К. И. Бланк. В период его работы были завершены стены и свод церквей. В это же время были начаты работы по внутренней отделке помещения. Стоит отметить, что она так и не была окончена. И только спустя 15 лет после смерти графа состоялось освещение храма.<br>Существует мнение, что простои в строительстве храма были связаны с нахождением графа Голицына в Москве, откуда ему было достаточно тяжело руководить строительными и отделочными работами. Также постоянная переписка с вдовой и консультация с ней, на длительный период оттягивала принятие решений, поскольку Чернова также не находилась в тот период времени в усадьбе.<br><br>Как уже говорилось, храм возведен в стиле классицизма. Стоит отметить, что сама архитектура здания поражает. Здесь, вместо привычных вертикальных объемов, господствуют горизонтальные. Что касается окон, то они разнообразны – в форме круга, овала и даже арочные. На входе в здание расположен четырехколонный портик, наверху которого расположилось «Всевидящее око». Благодаря последнему сооружение приобрело славу тайного храма «вольных каменщиков». Этому мнению способствует и тот факт, что Чернышев состоял в масонском ордене. Но современные данные экспертов отрицают принадлежность ордена к Казанскому храму.<br>Церковь Казанской Иконы Божией Матери в усадьбе Ярополец Чернышевых – уникальный памятник храмовой архитектуры XVIII века. Ее строительство было начато в 1780-х годах, а окончено в 1798 году.<br>Строительство усадебного комплекса началось при следующем владельце села – фельдмаршале Захаре Григорьевиче Чернышеве, получившем его в наследство. С конца 1750-х гг. здесь разворачивается грандиозное по замыслу строительство. Роскошный дворец выстроен в стиле раннего классицизма с элементами рококо, подъезд к нему украшают ворота с высокими башнями в стиле раннего русского романтизма. Напротив ворот в 1780-х годах начинает строиться новый храм, задуманный и как семейная усыпальница Чернышевых. <br>Композиция храма уникальна для русской церковной архитектуры: два полностью симметричных прямоугольных объема, соединенные притвором. В восточном объеме располагалась сама Казанская церковь, а в западном − фамильная усыпальница. Так было задумано самим З.Г.Чернышевым, а вот кто именно воплотил в жизнь его идею – точно до сих пор не установлено.<br>Два зеркально повернутых друг к другу объема соединены притвором с фронтонами по обеим сторонам; стены объемов украшают полуколонны. Два больших купола оканчиваются четырехугольными световыми барабанами с небольшими главками. С востока и запада к храму примыкают апсиды. Восточная – настоящая алтарная часть, западная же – ложная, позднее в ней был прорублен отдельный вход в усыпальницу. Высокие полукруглые окна по периметру храма придают ему ощущение устремленности вверх. Очень интересно убранство окон – их проемы внутри не гладкие, а также украшены розетками и рамками.<br><br>Внутреннее убранство даже сейчас, в состоянии полнейшей разрухи, приводит в восхищение. Оно явно богаче внешнего декора: полуколонны коринфского ордера поддерживают роскошный антаблемент, на колонны, также увенчанные коринфскими капителями, опираются паруса сводов.<br>В советское время церковь пришла в состояние полнейшего запустения, которое довершила война. Здание хотя и пострадало меньше, чем усадебный дом, но также не обошлось без попадания снарядов, а в самом мавзолее немцы устроили склад боеприпасов. После войны храм снова передали приходу, но в 1966 году умер настоятель и службы прекратились. Начатая в 1970-х годах реставрация также продлилась недолго к счастью, успели по крайней мере сделать крышу. Сейчас храм закрыт, хотя через разломанные решетки окон при желании туристы попадают внутрь. Следы их деятельности заметны повсюду: в храме валяется мусор и окурки, а за последние годы оттуда были похищены некоторые части декора иконостаса и мраморный барельеф Чернышева с надгробия. Посреди зала валяется упавшая колонна, части лепнины свисают с потолка буквально на ниточках…В 2016 году наконец начался процесс реставрации уникального храма, сейчас он в лесах, появилась надежда на его возрождение.

Пользователь еще ничего не сохранил.

Фото

Эксперт

Статья

Дискуссия