Вернутся к альбомам идей пользователя Анастасия

особняк викулы морозова

Изгиб Подсосенского переулка украшает очень красивая усадьба. Вы никогда не пройдете мимо, не заметив ее. Это красивый зеленый дом с сильно рустованными стенами. У входа вас встретят стерегущие его атланты, сделанные молодым еще скульптором С. Коненковым. С замковых камней окон на вас будут смотреть маскароны усатых и бородатых мужчин. Это особняк старшей ветви богатой некогда купеческой семьи Морозовых – Викуловичей. . А началась ее история в 1839 году, когда старший сын Саввы Васильевича Морозова Елисей купил у содержателя парусной фабрики купца Д. М. Плавильщикова несколько принадлежащих ему тут участков. Во дворе стояли старые палаты Плавильщикова, при доме был сад и многочисленные службы. . Но только в 1878 г. его сын Викула Морозов начинает перестройку существовавших здесь одноэтажных кирпичных зданий в большую и красивую городскую усадьбу, которая была бы прилична весьма преуспевающему передовому купеческому роду. В 1879 году по линии переулка из старого флигеля был построен большой двухэтажный особняк по проекту одного из самых известных тогда архитекторов Михаила Чичагова, автора зданий театра Корша в Богословском переулке, ресторана «Эрмитаж» на Трубной площади, особняка Алексеевых на Пречистенском бульваре. . Г-образное в плане, двухэтажное с антресолями здание с обширным подвалом представляет собой типичный особняк эпохи эклектики. Композиция фасада симметрична, особенно богато акцентирован вход, козырьком служит балкон второго этажа, поддерживаемый крупными атлантами. Фасады отделаны в духе того времени с применением большого количества пышных лепных деталей, а интерьеры удивляли богатством и разнообразием. Во фронтоне – вензель викуловичей. . В 1894 году Викула Елисеевич Морозов умирает, и усадьба переходит к его старшему сыну Алексею Викуловичу(1857-1934). И он решает изменить интерьеры по своему вкусу и немного перестроить другие усадебные строения. Для этого он приглашает молодого архитектора Франца Шехтеля. . В 1895 году Ф. Шехтель создал для этого особняка уникальные интерьеры, которые радуют нас и сейчас. В целом тут отразилось его увлечение в то время средневековой архитектурой. Прихожая решена в египетском стиле. Из нее можно было попасть в приемную и готический кабинет хозяина. . Великолепный двухсветный небольшой зал весь отделан деревом. На стенах были пять панно работы выдающегося русского художника М. Врубеля по сюжету гениальной поэмы Гете «Фауст». Так и появились в «готической комнате» искуситель Мефистофель, неотразимая Маргарита, да и сам удивительный доктор Фауст, заключивший с потусторонними силами не лучшую в жизни сделку. Сейчас они украшают собрание Третьяковской галереи. На первой ступеньке лестницы примостился карлик-гном с книгой. Выделяется на этом фоне белый камин, портал которого фланкируют или охраняют гаргульи – одна из первых работ скульптора Эрзя. . Большие готические окна второго света оформлены многоцветными сложными витражами. Кессоны потолка расписаны мелким средневековым орнаментом. . Лестница с гномом и другими диковинными животными ведет в библиотеку, уставленную великолепными резными книжными шкафами. По верху стен идет красивый фриз, где в растительный орнамент вплетены вполне живые звери. Изюминкой этой библиотеки является стол с витринами, который занимает всю ее середину. Его середина раздвигалась и тогда, можно было менять лампы в гостиной, находящейся под библиотекой. . Удивительной красоты рокайльная или гобеленовая гостиная находилась под библиотекой, а войти в нее можно было из готического кабинета. Чудесные гобелены на стенах Викула Елисеевич привез якобы из Парижа. Потолок украшен орнаментом рокайльных завитков, в центре его фонарь из матового стекла, который как раз и зажигали из библиотеки. Два угла гостиной оформлены зеркалами. В одном углу зеркальный эркер с диваном, в противоположном – камин с зеркальным полотном. . На втором этаже была оформлена парадная анфилада в классическом стиле. Там располагалась коллекция фарфора, которую много лет собирал Алексей Викулович. Она была одной из лучших в России, около 2,5 тыс. предметов: изделия елизаветинского времени, предметы сервировки стола, миниатюрные фигурки, статуэтки из серии «Русские типы» завода Ф.Я. Гарднера, продукцию других частных заводов конца XVIII — начала XIX вв., «трактирную» посуду с подчёркнуто броской раскраской, фигурки крестьян, горожан, военных, казаков, музыкантов завода братьев Поповых (1830—40-е гг.) и др. Эта коллекция теперь составляет основу Музея Фарфора в Кусково. . Другим его увлечением стало собирание гравированных и литографированных портретов. На основе этой коллекции С.П. Виноградов составил книгу «Собрание портретов, издаваемых П.П. Бекетовым», опубликованную на средства А.В. Морозова (М., 1913). . Мебель, шкафы, специальные витрины для коллекции фарфора изготовлены были на фабрике П.А. Шмита, зятя хозяина особняка, знаменитой фабрике «Поставщика его императорского величества».4 . Заново был оформлен и одноэтажный дом во дворе, который в основе своей скрывает палаты 17 века купца Плавильщикова. К нему сзади Ф. Шехтелем был пристроен зимний сад, остатки которого и сейчас видны на его заднем фасаде, хотя само здание изуродовано в советские времена до неузнаваемости. На нем надстроили три этажа, и одели в «шубу». . В другом крыле этого дворового корпуса Шехтель устроил небольшую молельную, ведь семья Викуловичей была старообрядцами поморского брачного согласия и принадлежали к Преображенской общине. . Кроме того у Алексея Викуловича было огромное собрание старинных икон, к 1900-м годам их было больше 200 штук, и в 1914 году для этого собрания архитектор И. Е. Бондаренко присоединил к сооружению еще одну пристройку — три залы с верхним светом. . В корпусе, который располагается по Лялиному переулку, была контора «Товарищества мануфактуры Викулы Морозова с сыновьями». . После октябрьского переворота в доме сначала были анархисты, потом музей фарфора, детский сад имени А. В. Луначарского…. Сейчас в нем располагается «Российский общественный фонд инвалидов военной службы». А дворовые постройки занимают разные коммерческие фирмы. Многое в доме было утрачено и во времена анархистов и во времена разгула капитализма в 1990-е годы. За несколько последних лет владельцы особняка провели очень качественную реставрацию его интерьеров, и мы можем опять любоваться той красотой, которую создал для Алексея Викуловича этот гениальный творческий тандем Шехтель и Врубель. .

Пользователь еще ничего не сохранил.

Фото

Эксперт

Статья

Дискуссия