Вернутся к альбомам идей пользователя Анастасия

Особняк Кузнецовой

Шикарный особняк с богатой лепниной и атлантами, расположенный в современной Москве по адресу Проспект Мира 41, имеет обширную историю. До того, как он стал известен под названием «особняк Кузнецовых», дом сменил множество хозяев. . Первые упоминания о большом особняке, расположенном на этом месте, относятся к XVIII столетию. Известно, что в конце XVIII столетия ротмистр Зарин построил здесь двухэтажный дом, вокруг которого симметрично расположились четыре флигеля. Схема их расположения была достаточно интересной для городской застройки: они были сгруппированы в пары и располагались по противоположным сторонам относительно главного дома. Во время войны 1812 года здание сильно пострадало в пожаре, но вскоре было восстановлено новым владельцем – князем Долгоруким. По его пожеланию усадьба была перестроена в стиле ампир. Это строение долгое время находилось в сохранности, так продолжалось до 70-х годов прошлого века, когда на его месте расположился выход из станции метро «Проспект Мира». После Долгоруковых городская усадьба неоднократно меняла своих хозяев, пока не была куплена известным российским промышленником, «королем русского фарфора» Матвеем Сидоровичем Кузнецовым. . . Само семейство Кузнецовых, будучи верными последователями старообрядческой церкви, старались жить без явных излишеств, однако высокий общественный статус обязывал их обзавестись солидным домом в столице. В 1875 году Матвей Кузнецов приобрел участок на современном Проспекте Мира с бывшей усадьбой Долгоруковых-Зариных. Недвижимость была оформлена на супругу Кузнецова, Надежду Викуловну, в девичестве – Матюшину. . Сперва интерьеры усадьбы не претерпели каких-либо серьезных изменений, но с течением времени городское имение Кузнецовых все-таки приобрело свой уникальный облик. В 1893 году два южных флигеля были объединены в единое здание. Оно представляло из себя небольшое строение с эркером по центру, которое было достаточно скромно отделано. Руководил работами по перестройке существующих зданий один из самых известных российских архитекторов того времени, Федор Шехтель. Но на этом роль зодчего в преобразовании усадьбы завершена не была. Спустя некоторое время по заказу Кузнецовых он возводит рядом с главным домом ещё один миниатюрный особняк в причудливом псевдоготическом стиле. . Примечателен факт: построив роскошный особняк, чета Кузнецовых, оставаясь верными аскетизму глубоковерующих людей, не спешили «купаться» в обновленной роскоши своего жилища. В «доме с атлантами» поселились их многочисленные дети, а сами супруги выбрали для жизни более скромный флигель. Кроме того, почитая заповедь о любви и помощи своим ближним, Кузнецовы жертвовали огромные суммы на благотворительность и благоустройство столицы. . Внутренне убранство дома Кузнецовых было разделено на тематические пространства по стилям. Так, столовая семьи «фарфорового магната» была оформлена в псевдорусском стиле, очарование которого подчеркивало удивительной красоты керамическое панно «Жар-птица», размещенное над камином. Камины в доме также были свидетельством таланта зодчего Коненкова. . . После революции 1917 года особняк Кузнецовых был национализирован. Его имущество отошло в пользу новообразованного государства, а часть построек, некогда составлявших причудливый комплекс, была существенно перестроена. Так, «готический» дом практически полностью потерял свой вид, а барочный особняк с атлантами несколько десятилетий назад планировали … снести. Дом «закрывал вид» на спортивный комплекс, строящийся рядом к Олимпиаде восьмидесятого года. Но к счастью особняк удалось спасти и в 1988 году особняк Кузнецовых был передан в введение Московского фонда культуры. . .

Пользователь еще ничего не сохранил.

Фото

Эксперт

Статья

Дискуссия